Наталия Краюшкина
Мастер-класс для родителей «Изготовление кукол — оберегов «Столбушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей:
«Изготовление кукол – оберегов «Столбушка»».
Провела воспитатель первой категории: Краюшкина Н. М.
Цель мастер – класса: создание условий для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между детским садом и семьей; объединить и заинтересовать родителей новым видом совместной с детьми, творческой деятельностью.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Изготовление кукол — оберегов „Столбушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» сентябрь 2020
Задачи мастер – класса: оказание помощи родителям в осуществлении работы по развитию моторики детей среднего дошкольного возраста; знакомство с изготовлением кукол из ткани; работой с тканью.
Материалы и оборудование: схемы поэтапного выполнения кукол; три кусочка ткани прямоугольной формы разного размера; два кусочка ткани квадратной формы; красные нитки разной длины; подносы (все по количеству присутствующих родителей).
Ход мастер – класса:
- Уважаемые родители, сегодня мы с вами смастерим куклу – оберег «Столбушку». Но вначале нашего мастер – класса мы расскажем вам об истории происхождения кукол – оберегов: для кого они предназначались, какой смысл был вложен в изготовление каждой куклы, какие цели преследовались людьми в их использовании.
Куклы-обереги в Славянской культуре.
- Славянскими куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших с вами предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.
Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.
- Почему у народной куклы нет лица?
- Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»).
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: «Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
- «Десятиручка» — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли
- Кукла «Купавка». На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу «Купавку», наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки «Купавки» вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
- «Кукла – Стригушка» была связана с богатым урожаем. «Стригушки» делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
- В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая «День и Ночь» (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером - темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
- Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
- «Зернушка» — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «Зерновка» или «Крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Домашняя Масленица.
- В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.
Пеленашка
- В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнутый.
- В основе правил изготовления куклы «Пеленашки» лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы.
- «Пеленашка», или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Кукла даётся в ручку ребёнка в качестве естественного массажёра, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребёнка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!»
- Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Считалось, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные родильные обряды. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестираные рубахи их отцов, а девочек— в поневы матери. Таким образом со старыми вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Затем ребенка прятали в хлеву или в чулане. Роженицу переодевали в одежду мужа, а сам он переодевался в платье жены и занимал ее место в постели. В постель к стонущему мужу подкладывали спеленутую куклу. Считалось, что так можно отвести опасность от роженицы и новорожденного. Обрядами сопровождалось не только рождение детей.
Магией старались обеспечить и зачатие ребенка. Так, в некоторых местностях во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха непременно на колени новобрачной клали спеленутую куклу.
Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.
Проведение мастер - класса:
- А теперь, уважаемые родители просим Вас изготовить вместе с нами куклу – оберег «Столбушку»:
- Берем один большой прямоугольный кусочек ткани и сворачиваем его в трубочку или «столбик» (выполняется показ).
- Теперь берем квадратный кусочек ткани розового цвета – это будут голова и руки куколки; закрепляем этот кусочек ткани нитками на одном конце подготовленного «столбика»; сформировали тем самым голову будущей куклы (выполняется показ).
- Теперь, из уголков, закрепленной на столбике розовой ткани формируем ручки, перемотав их ниткой (выполняется показ).
- Теперь подвязываем длинной красной ниткой еще один прямоугольный кусок ткани к подготовленному «столбику», получается юбка (выполняется показ).
- Подвязанную юбку опускаем осторожно вниз, а на юбку закрепляем фартук, заправив его под пояс юбки (выполняется показ).
- Повязываем платок, сложенный пополам из последнего кусочка ткани квадратной формы и закрепляем его крест – накрест, окутывая куколку (выполняется показ)
- Вот и готова наша куколка – оберег «Кормилица».
(По желанию родителей можно изготовить куколку «Пеленашку»).
Ведущий мастер – класса благодарит всех участвующих в мероприятии родителей и приглашает всех на чаепитие.
[