Олеся Владимировна Дегтярева
Мастер-класс для родителей «Игры по мотивам сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей
«Игры по мотивам сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: передача накопленного опыта использования игр по сюжетным сказкам в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей о значении игр в развитии речи детей.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры по мотивам сказок как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
2. Показать возможность развития речи детей через использование совместных игр по сказкам в семье.
3. Стимулировать интерес родителей к дальнейшему использованию полученных знаний на практике в домашних условиях.
Оборудование: мяч, картинки с изображением героев сказки «Теремок» (мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый, сказки «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух).
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады вас видеть на мастер-классе «Игры по сюжетным сказкам как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста».
Сегодня мы поговорим о развитии речи детей. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка.
Как вы считаете, почему?
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
На 5 году жизни речь ребенка активно пополняется словами. Дети говорят о домашних животных, любимом мультфильме, игрушках, окружающих их объектах, явлениях, в общем, обо всем. Но мы можем заметить в их речи некоторые ошибки в произношение слов, постановке ударения и т. д. Также мы видим, что дети говорят торопливо, быстро. Это является нормальным для данного возраста. Ведь самое главное, что они общаются, вступают в речевой диалог. На данном этапе важно, чтобы взрослый помогал детям, поддерживал их.
Скажите, пожалуйста, как вы общаетесь с ребенком?
Да, прочтение книг, просмотр мультфильмов, обсуждение, разговор с ребенком о том, как он провел день, заучивание стихов - это является важным моментом в развитии речи детей.
На что вы обращаете внимание при выборе детской литературы? (на красочность, содержание, оформление, иллюстрации).
Да, книга должна быть хорошего качества. Это яркие крупные иллюстрации, содержание доступное для восприятия ребенком.
Если это сказка, то она должна быть с простым сюжетом и вызывать только позитивное настроение у ребенка. Желательно чтобы чтение книги занимало около 10 минут, так как в этот возрасте ребенок не может долго концентрироваться на одной деятельности. Длительное чтение и обсуждение произведения вызывает у него утомление.
Необходимо помнить, что от того как вы прочтете сказку ребенку зависит как ребенок воспримет ее, полюбит ли он ее, интересно ли будет ему в следующий раз ее прочесть. Поэтому читать сказку нужно эмоционально, в процессе чтения подражать голосам героев, менять интонацию голоса.
Прочитав сказку, что вы обычно делаете? (задаем вопросы)
Да, прием задавания вопросов детям достаточно часто используется педагогами и родителями. Задавать их желательно сразу после прочтения сказки, и по истечении некоторого времени, например, на следующий день. Это поможет детям более точно запомнить содержание сказки и после самим рассказывать их.
Если для уточнения содержания сказки мы задаем вопросы, то для развития грамматического строя речи мы можем использовать игры.
Игра является основным и важнейшим видом деятельности дошкольника. В процессе нее, мы можем отследить, какие ошибки допускают дети, которые в последующем можем исправить. Например, дети часто произносят слова с неправильным окончанием существительных (карандашов, у кукле, видели поросенок, с неправильным образованием глагольных форм (искай, exaй, хотишь) и т. д.
Дети всегда с удовольствием включаются в игру, она им приносит массу эмоций. Поэтому она занимает особое значимое место в развитии речи ребенка.
Мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые можно использовать с детьми в домашних условиях.
1. «Исправь ошибки»
Называем сказку, но в ней есть ошибка, которую необходимо найти.
• «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба»,
• «Даша и медведь» – «Маша и медведь»,
• «Морковка» - «Репка»,
• «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят»,
• «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди»,
• «По рыбьему велению» – «По щучьему велению»,
• «Домик» - «Теремок».
Таким образом, мы с вами отследили, насколько правильно знаем названия сказок.
2. «Назови вторую половину»
Называем первую половину имени героя, а вы – вторую.
• Доктор…Айболит,
• Сестрица…Аленушка,
• Черепаха…Тортилла,
• Елена…Прекрасная,
• Красная…Шапочка,
• Иванушка…Дурачок,
• Змей…Горыныч,
• Иван…Царевич,
• Кот…в сапогах,
• Конек…Горбунок.
В процессе этой игры мы с вами отследили, насколько знакомы с именами героев разных сказок.
3. «Угадайте сказку по трем словам»
Называем три слова, связанные с определенной сказкой, необходимо ее отгадать.
• Коза, козлятки, волк (“Волк и семеро козлят”,
• Петух, ледяная избушка, заяц («Заюшкина избушка»,
• Аленушка, яблонька, баба-яга («Гуси-лебеди»,
• Сестрица Аленушка, козленочек, баба-яга («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
• Стрела, Иван Царевич, кощей - бессмертный («Царевна - лягушка»,
• Иванушка - дурачок, щука, печка («По-щучьему велению»,
• Ласточка, девочка с дюйм, крот («Дюймовочка»,
• Мышка - норушка, лягушка - квакушка, медведь косолапый «Теремок»,
• Избушка, лиса, заяц («Заюшкина избушка»).
С помощью этой игры мы определили название сказки, учитывая героев и предметы, с которыми они взаимодействовали.
Сейчас мы поиграем в игры, которые можем использовать после прочтения сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка».
4. Игра «Мяч лови, да поскорей назови голос зверей».
Бросаем мяч, называя сказочных животных. А вы, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:
• Мышка – пищит,
• Собака – лает,
• Волк – воет,
• Медведь – рычит,
• Петух – кукарекает,
• Лягушка – квакает.
Эта игра позволяет нам понять, насколько правильно ребенок употребляет в речи глаголы.
5. Игра «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».
Бросаем мяч, называем первое слово, например, изба, а вы, возвращая мяч, называете второе слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (избушка).
• Мышь – мышонок,
• Зайчик – зайчонок,
• Лиса – лисичка,
• Волк – волчонок,
• Двор – дворик,
• Крыльцо – крылечко.
Эта игра помогает нам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6. «Назови правильно детеныша и детёнышей».
Мы называет животное, а вы называете его детеныша и детенышей.
У лисы – лисёнок, лисята,
У волка – волчонок, волчата,
У коровы – теленок, телята
У зайца – зайчонок, зайчата,
У собаки – щенок, щенята.
Эта игра способствует правильному употреблению слов единственного и множественного числа.
7. «Кто за кем?»
В этой игре нужно разместить героев сказок в определённой последовательности, рассказать, кто за кем пришел, кого встретил.
Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.
Заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петух.
В процессе этой игры мы формируем у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
В заключение мастер-класса мы предлагаем вам игру. Давайте встанем в круг, я передам вам волшебную палочку, а вы ее будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком.
Спасибо вам за участие. Помните, что очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Давайте будем играть, читать и развивать наших детей!
Список литературы:
1. М. С. Коган «Игровая кладовая» - 3-е изд., - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007г. – 238с.
2. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т. И. Линго - Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.
3. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О. С Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. ; Под ред О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 2008.