Елизарова Наталья Викторовна
Мастер-класс для родителей «Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста»
Елизарова Наталья Викторовна,
воспитатель
ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»
Публикация «Мастер-класс для родителей „Игры для обогащения и активизации словарного запаса детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Начиная с момента рождения, родители развивают своего ребенка в игровой форме. Я нарочно не сказала «должны развивать», просто само собой родители развивают ребенка, играют с ним, в этом их воспитание, забота и развитие ребенка. Хотя статистика говорит об обратном – только 20% родителей из 100% умеют играть со своими детьми, и с каждым годом «играющих родителей» становится все меньше. Не поэтому ли, мы получаем мало, плохо или совсем не говорящих детей в 2-3 года?
Именно поэтому на сегодняшнем мастер – классе мы будем с вами играть. Проигрывать все те игры, которые помогут вам играть со своими детьми и непроизвольно расширят, обогатят и активизируют словарь ваших детей, дети будут говорить много, ярко, культурно и красиво. Попробуем сегодня с вами взять тему «Моя семья» и на базе этой темы будем придумывать, подбирать слова, а потом посчитаем новые слова, поиграв в несколько игр.
«Скажи, какой? Кто? Для чего?» - игра кроме обогащения словаря, развивает у детей тактильные ощущения, тактильную память, мелкую моторику. Нам понадобятся игрушки, знакомые детям, которые у всех есть дома: резиновый мяч, массажный мячик, меховой мишка, деревянный кубик, пластмассовая кастрюля, вязаная кофточка (шапочка) для куклы. Предлагаю вам всем потрогать эти игрушки, посмотреть и рассмотреть, а потом сказать мне, что вы почувствовали, дотронувшись до этих игрушек? Какой мячик? – резиновый, гладкий, синий, круглый, большой. И так про каждую игрушку мы скажем несколько определений. Кто играет этими игрушками? – дети вам ответят, что они сами играют в них. Про кастрюлю и вязаную кофточку можно спросить, кто варит суп, кто вяжет вещи, для чего может пригодиться деревянный кубик папе? Пофантазируйте с детьми, для чего могут быть использованы эти игрушки в семье.
«Запутанная сказка» : знакомые детям в 2-3 года сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок». Сейчас мы с вами окажемся на месте своих детей, и будем сочинять сказку. Рассказывается любая сказка, только изменяется сюжет в какой-то момент. «Испекла баба колобок и положила его на окошко остудиться. Колобок взял да и спрыгнул с окошка на тропинку, и покатился Колобок в лес, только его и видели. Катится Колобок, а на встречу ему Курочка Ряба….». Дальше родители придумывают свой сюжет сказки. По теме «Моя семья» слова : бабушка, дедушка, непослушный, безопасно, близкие, родственники, доброта, помощь, можно уточнить у родителей, какие можно еще использовать слова по теме, чтобы ребенок за время рассказа сказки их усвоил.
«Что нужно маме? (папе, бабушке, дедушке)» : ребенку предлагается рассмотреть фотографии с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, попросить ребенка назвать всех членов семьи по имени. Рядом положить предметы или картинки с изображением различных предметов (кастрюля, сумка, бусы, молоток, клубок, половик, чашка, машина и т. п., попросить ребенка «раздать» нужные предметы – маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок раскладывает предметы или картинки, а потом рассказывает о каком-то одном члене семьи – кто это, как его зовут, зачем нужны этому члену семьи именно эти предметы, которые ребенок положил рядом с ним (что он будет с ними делать).
«Опиши бабушку» : показать ребенку фотографию бабушки (или саму бабушку позвать в комнату, ребенок рассматривает фотографию (бабушку, а затем фотографию убираем (бабушка уходит в другую комнату, а малыш описывает бабушку (какие волосы, глаза, нос, рост, одежда). Новые слова : внук, внучка, высокий, низкий, седой, добрый. С родителями проиграть такую игру можно таким образом – предложить мамам закрыть глаза, вспомнить свою маму, ее внешность, привычки, мысленно просмотреть некоторые любимые фотографии и рассказать вслух о своей маме.
«История из жизни» : дети с удовольствием слушают рассказы о том, что было очень давно (или когда их еще не было у мамы с папой, или когда родители были маленькими, истории из жизни бабушек и дедушек, так называемые «были». Предложить родителям вспомнить яркое событие из своей жизни, когда они были маленькими и ходили в детский сад, мысленно вспомнить свои детские фотографии из детского сада (можно сразу мысленно и отобрать их из альбома для показа своему малышу дома) и составить небольшой рассказ из своего детства. А потом пересказать его дома своим детям, показывая одновременно фотографии. Рассказ может быть и о маленьком папе, о маленькой бабушке, о вещи из прошлого, о любимой игрушке, даже рассказ о том, как бабушка первый раз проехала на трамвае. Новые слова : внук, внучка, уменьшительно- ласкательные имена мам (пап, бабушек).
«Мой репортаж» : на мастер – классе предложить родителям подумать и вспомнить о самом ярком своем выходном дне или путешествии с ребенком, с семьей, вспомнить 4-5 фотографий из этого путешествия, вслух рассказать о своих впечатлениях от этого дня или путешествия, а потом о впечатлениях ребенка. Дома вместе с ребенком отобрать из альбома фотографии и попросить ребенка помочь рассказать о событии или путешествии: где были, куда ездили, что видели, что больше всего запомнилось и что оказалось самым важным. Начав вспоминать и рассказывать, малыш может пофантазировать, и если вы точно помните, что этого в вашем путешествии не было, не останавливайте ребенка, пусть рассказывает дальше, ведь речь малыша развивается независимо от того, какие события (реальные или вымышленные) он рассказывает. Новые слова : путешествие, поход.
«Логическая цепочка» : выложить перед ребенком (на мастер – классе – перед родителями) три картинки по теме «Семья», попытаться разложить их в последовательности (индивидуально выбирается последовательность, и в соответствии с тем, как разложены картинки составить рассказ. Далее можно усложнить упражнение - выложив картинки в определенной последовательности и посмотрев на них, перевернуть их, назвать в том порядке, в каком они были разложены.
Игра по дороге в детский сад, во время прогулки в парке (во дворе) : на мастер – классе игру провести так – предложить родителям сесть парами, один закрывает глаза, а второй из пары описывает все то, что видит вокруг, потом поменяться ролями. С ребенком во время прогулки в такую играть так – мама закрывает глаза, а ребенок описывает (перечисляет, называет) все то, что его окружает; можно проиграть и так – пусть ребенок выберет один предмет в окружении в парке, мама закроет глаза, а ребенком его опишет, открыв глаза, мама должна догадаться, о каком предмете говорил ребенок и найти его вокруг.
Игра с мячом: мяч бросаем – слова называем. Проиграть на мастер – классе можно так же, как и с ребенком дома. Родители садятся в ряд, у педагога в руках мяч, который он бросает по очереди каждому и называет слово по теме «Семья» - варианты заданий могут быть разными: назови ласково (педагог называет «мама», в ответ родитель говорит - «мамочка, мамулечка», и кидает мяч обратно педагогу, кто что умеет, чья одежда, кто что купил и другие.
«Один – много» : эта игра на закрепление окончаний имен существительных, на словоизменение. Можно также использовать мяч, а можно предложить поработать с игрушками, предметами (ложки, носочки, карандаши, продуктами (фрукты, ягоды, конфеты, картинками. На мастер – классе проиграть с картинками. Картинки – парами, где нарисован один предмет, много предметов (ребенок – дети, цветок – цветы, стул – стулья, стол – столы) – выбираем картинки по теме «Семья». С мячом эта игра проводится аналогично предыдущей: педагог кидает родителю мяч, называя слово в единственном числе, а родитель называет это слово во множественном числе и кидает мяч педагогу.
«Кто что делает» : расширение и активизация глагольного словаря, рассказ по сюжетной картине «Семья» ( действия членов семьи дома: мама моет посуду, бабушка вяжет носочки, дедушка читает газету, папа чинит кран, брат играет в машинку, сестра поливает цветы и т. д.). По картине можно задавать ребенку вопрос «Что делает…мама, папа, дедушка, бабушка, дедушка, брат, сестра». Если ребенок затрудняется сразу сам ответить на этот вопрос, нужно сказать самим, затем попросить ребенка повторить, а можно задать его таким образом, чтобы в вопросе уже прозвучала часть ответа – кто чинит кран, кто вяжет, кто моет посуду и т. д. Следить за тем, чтобы ребенок повторял или говорил полным предложением, а не называл одно слово или показывал пальцем на картине.
Расширение и активизация словарного запаса ребенка должно стать повседневной задачей взрослых. В чем это выражается? Очень просто: следить за свое речью (не допускать нецензурных выражений, говорить культурно и красиво, постоянно разговаривать с ребенком – всегда и везде (во время одевания, прогулки, перед обедом, во время игры, то есть «оречевлять» все, что мы делаем вместе, много читать (особенно сказки – в них есть все необходимые для развития речи ребенка грамматические формы и новые слова, которые легко запоминаются и усваиваются, поскольку сказка – это небольшая игра для малыша).
Когда читаем или рассказываем ребенку, нужно обращать внимание на интонацию и выразительность – эмоциональная речь очень привлекает маленьких слушателей, слова запоминаются на уровне настроения и ощущений, вместе с эмоциями, в речь включаются быстрее, как бы сами собой, без специального заучивания и повторения, и еще важная закономерность – много читаем ребенку в детстве – ребенок сам хочет научиться читать и познавать самостоятельно, то есть можно непроизвольно развить интерес к чтению у ребенка.