Дарья Федосеенкова
Мастер-класс для родителей «Играем вместе в полезные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Краснолучский ясли-сад №46 «Василёк»
Мастер-класс для родителей
«Играем вместе в полезные игры»
Подготовила: педагог-психолог Федосеенкова Д. И.
2024 год
Цель: гармонизация детско-родительских отношений в условиях семейного досуга.
Слайд 2
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем вместе в полезные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах развития, воспитания и здоровья своих детей;
- повышение осведомленности родителей в вопросах организации семейного досуга с детьми дошкольного возраста;
- вызвать у родителей желание проводить больше времени с детьми обратив их внимание на значение совместных игр для развития детей;
- вовлечение родителей в образовательный процесс;
- заинтересовать родителей проблемой развития игровой деятельности у современных детей.
Участники мастер-класса : родители старших дошкольников.
Ход проведения:
Организационная часть.
Вступительное слово психолога.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть вас!
Слайд 3
Предлагаю для начала с Вами познакомиться. А сделаем мы с Вами это в виде небольшой, так скажем, игры. Давайте выйдем и сделаем круг. Я буду передавать мячик по кругу. А тот у кого мячик, должен назвать свое имя и качество, которое характеризует Вас, как родителя, на первую букву вашего имени. Итак, например, меня зовут Дарья – добрая.
(Знакомство)
Спасибо большое.
Итак, начать нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось стихотворением, на мой взгляд, оно ярко отражает цель нашей встречи:
Слайд 4
Ребёнок, как цветок.
Родился и растёт.
Все холят да лелеют
И от него балдеют.
Но будет тогда прок,
Когда возьмем мы в толк,
Его нужно любить
И правильно растить.
С ним надо поиграть,
И книжку почитать.
Без гаджетов растить,
Здоровым, смелым быть.
И вырастит тогда,
Родителю хвала!
Слайд 5
Семейный досуг-это уникальный шанс для родителей прежде всего узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его; шанс развивать ребенка.
Тема мастер-класса выбрана не случайно, это на сегодняшний день реальная проблема провести досуг со своим ребёнком с пользой.
Каждый родитель мечтает вырастить воспитанного, развитого и здорового ребенка. Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес ребёнка, совместно придумывать и играть в новые полезные игры. И сегодня я вам это покажу наглядно.
Психолог: Вы готовы? (Ответы родителей). Начинаем.
Теоретическая часть.
Информационный блок по теме мастер класса.
Слайд 6
Очень часто семья не знает, как организовать семейный досуг. Часто родители впустую тратят своё свободное время, сами сидя часами за телефонами и компьютерами.
Слайд 7
Это время бесценно, распоряжаться им нужно с пользой. Тогда ваш ребёнок вырастет воспитанным, развитым, но и самое главное - счастливым.
Слайд 8
Поговорим о современных игрушках и гаджетах. Детей 5-7 лет сегодня невозможно представить без гаджетов и игрушек нового поколения. Современные игрушки яркие, привлекающие внимание, но в большинстве своём, не несут никакой пользы для детей.
Слайд 9
Они могут быть не только опасными для физического здоровья ребенка, но самое главное, психического, вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными. Прежде, чем купить очередную игрушку, задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш ребенок? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. На родителей ложится повышенная ответственность по выбору средств для игры.
Слайд 10
Ну а что гаджеты? Сегодня дети с пелёнок умело с ними обращаются. Если ещё десятилетие назад, к примеру, в автобусе или в гостях детей успокаивали просто, отвлекая их внимание на что-то иное, сейчас практически каждый родитель дает в этих случаях свой телефон. Не хочешь видеть слёз ребёнка, дай ему гаджет. Родители спокойны, а дети довольны. При этом, родители хвастаются достижениями ребёнка в ПК индустрии, мол какой маленький, а всё соображает. Вы должны помнить, что в такой игре ребенок только пассивный зритель, который лишь наблюдает за тем, что происходит, по большому счету ничего не делает.
Слайд 11
Многие родители замечают, что современные дети из-за увлеченности гаджетами перестают играть в обычные детские игры. Однако, есть способы, с помощью которых можно заинтересовать ребенка:
Слайд 12
- играйте вместе в сюжетно-ролевые игры;
- покупайте всегда только ту игрушку, которая побуждает к творчеству, действию, движению;
- выбирайте тематические игрушки;
- играйте в подвижные и настольные игры;
- проводите больше времени с детьми, общайтесь, разговаривайте с ними, отвечайте на вопросы.
Практическая часть.
Психолог. Ну а сейчас, уважаемые родители, мы с вами немного поиграем.
Слайд 13
Для начала снимем эмоциональное напряжение и настроимся на совместную работу.
Упражнение «Вопрос-ответ»
Психолог. Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы по теме мастер-класса. (Также используем мячик, кому даю мячик, тот отвечает на вопрос.)
Вопросы (Ответы родителей)
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия?
3. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. Какие игрушки любимые у ребенка?
6. Вы пробывали когда-нибудь создавать с ребенком игры своими руками из подручных средств?
Психолог. Так, спасибо большое за ответы. Но, к сожалению, не всегда получается играть со своим ребенком; чаще игрушки покупаете те, что просит ребенок; всей семьёй играете очень редко.
Я, предлагаю вам поиграть в игры, которые легко могут заменить гаджеты.
Слайд 14
Предлагаю вашему вниманию игры, цель которых
- развить сенсомоторные навыки,
- развить мелкую моторику,
- развить познавательные и конструктивные способности,
- развить индивидуальность и творческий потенциал,
- сформировать коммуникативные способности.
Слайд 15
Хочу познакомить вас с понятием нейрогимнастика и нейроигры – это двигательные упражнения, благодаря которым оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, развивается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление у детей.
Слайд 16
Огромная польза и привлекательность нейрогимнастики состоит в её простоте и практичности. Ребенок может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Благодаря нейроупражнениям ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений. А ещё у детей развиваются творческие способности, воображение, фантазия.
Слайд 17
Правила применения нейрогимнастики
• Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
• Лучше сделать меньше, но качественнее.
• Продолжительность гимнастики – 5-7 минут.
• Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи мамы. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку.
Слайд 18
• В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
• Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
• Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
• В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 3-4 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Предлагаю использовать следующие упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Слайд 19
• «Кольцо» По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем ( последовательно: указательный, средний, безымянный, мизинец).
Слайд 20
• «Кошка» Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки».
Слайд 21
• «Ухо — нос» Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т. е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук (правая рука прикасается к носу, левая – к правому уху; хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху; хлопок.)
Слайд 22
«Коза и заяц» Ребенок кладет руки перед собой. На одной руке выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные сжаты в кулак (это «заяц»). На другой руке выпрямлены указательный палец и мизинец, остальные сжаты в кулак (это «коза»). Затем происходит одновременная смена положения рук.
Слайд 23
«Классный капитан»
Так же для развития речи используют приемы нейрогимнастики при проведении артикуляционной гимнастики.
Слайд 24
Примеры артикуляционных упражнений с использованием нейрогимнастики
Упражнение «Лошадка» Улыбнуться, присосать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Слайд 25
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).
Слайд 26
Упражнение «Выложи букву» Выкладывание букв из счетных палочек (пуговиц, камешков, бархатной бумаги) одновременно двумя руками.
Упражнение. Выложи по образцу двумя руками одновременно, используя камушки (цветок, елочку и т. п.).
Слайд 27
Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради, графические задания для развития межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Пособия включают в себя задания, построенные на основе интеграции визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия.
Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
Важно! Все упражнения с детьми необходимо выполнять, когда ребенок хорошо себя чувствует, находится в хорошем настроении, а с детьми помладше важно включать эти упражнения в игру.
Слайд 28
Сегодня я хочу познакомить Вас и порекомендовать способ развития межполушарных связей с помощью межполушарных досок и нейровосьмерок. Это одни из самых популярных нейротренажёров, которыми пользуются многие нейропсихологи, психотерапевты и логопеды.
Слайд 29
Упражнения для доски:
Пройти лабиринт одной рукой (сначала правой, потом левой) поместив доску горизонтально, потом повернуть доску вертикально и опять пройти лабиринт правой рукой, то же самое сделать левой рукой.
Пройти лабиринт одной рукой, при этом второй выполнять другое упражнение.
– хлопать ладошкой по поверхности стола, катать массажный шарик, карандаш. При похлопывании по поверхности стола произносить звуки ( согласные: звонкие/глухие, гласные)
Слайд 30
Пройти лабиринт с помощью движения палочки – точка, тире.
Пройти лабиринты с помощью двух разных досок.
Сегодня я вам предлагаю поиграть с нейротренажером и опробовать этот метод на себе.
Игра с межполушарными досками. Нужно пару человек, желающих попробовать.
Слайд 31
Как играть с нейровосьмеркой?
1. Перемещать шарик по желобу, не допуская его падения. Детям младшего возраста перемещать шарик можно предложить с помощью пальчика или карандаша. Восьмерку можно двигать в пространстве двумя руками, или левой и правой поочередно. Чтобы пробудить и поддержать интерес, можно пофантазировать, что шарик – это маленькая машина или поезд, который мчится по дорожке. Повышать на каждом этапе сложность можно добавляя количество шариков.
2. Положите перед собой восьмерку, одновременно двумя руками перекладываем шарики в отверстия восьмерки.
Слайд 32
3. «Назови животных»- Прокатывать шарик до определенной отметки, называть животных (игрушки, фрукты, овощи и т. д.).
4. «Кати-стоп» менять траекторию непрерывно движущегося шарика по сигналу (например после хлопка направить шарик в другую сторону)
5. Перекатывая шарик, разговаривая с кем-либо. Взгляд должен быть направлен друг на друга.
6. «Гуляющая восьмерка» - двигаясь с восьмеркой выполнять упражнения (перешагивание через предметы, качаясь на борде, шагая по возвышенности и т. д.).
Кто хочет попробовать выполнить пару упражнений с нейровосьмеркой?
Игра с нейровосьмеркой
Слайд 33
Так же я хочу вам предложить бюджетный вариант нейрогимнастики – двуручное рисование.
Слайд 34
Техника рисования двумя руками.
1. Расслабить руки и плечи (релаксационные упражнения, дыхательные упражнения, расслабляющий массаж, самомассаж)
2. Затем начинаем рисовать в воздухе, одновременно двигая обеими руками и кистями рук. Рисуем симметричные фигуры, для детей это могут быть палочки, точки, линии, волнистые линии, затем простые рисунки, буквы.
Слайд 35
3. Для рисования используйте гуашь, акварель, мягкие кисточки среднего размера, подойдут и толстые фломастеры. Лист нужно хорошо зафиксировать на поверхности, на первых этапах лучше на мольбертах или досках в вертикально закрепленной доске, в старшем дошкольном возрасте мы постепенно переходим к горизонтальной поверхности стола.
4. Мойка кистей, набор краски, нанесение изображения – все эти движения должны выполняться одновременно обеими руками.
5. Важен сам процесс рисования, чтобы это было интересно, с позитивными эмоциями, радостью.
Если вы заметите, что одна рука обгоняет вторую, то вам придется ее придерживать, ведь цель задания в том, чтобы все движения выполнялись синхронно. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Слайд 36
Давайте так же попробуем на себе. (Приготовьте руки, представьте, что вы рисуете в воздухе, сначала рисуем симметричные фигуры – палочки, волны. Теперь левой рукой рисуем палочку, а правой волну. Сложнее, согласны? А если выполнять это ежедневно, то в дальнейшем, данное упражнение будет получаться все легче и легче).
Заключительная часть
Слайд 37
Психолог. Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось всем известной притчей, внимание на экран (видео-притча «Всё в твоих руках») :
Слайд 38
Давным-давно жил один великий известный мудрец. Люди ходили к нему за толковыми советами, слава о нем разнеслась и за пределы его города. Как-то раз завистник придумал как мудреца сбить с толку. Словил он бабочку и держа меж сомкнутых ладоней, пошел к мудрецу с хитрыми мыслями. «Приду я к мудрецу, да и спрошу: ответь, как думаешь, бабочка у меня в руках- живая или мертвая? Когда мудрый ответит мертвая, тогда я открою ладони, и бабочка улетит, если он произнесет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет. И тогда все узнают, кто из нас умнее». И так завистник спросил у мудреца: «Ответь мне, какая бабочка в моих в руках- живая или мертвая?» На что мудрец ответил: «Всё в твоих руках».
Слайд 39
Психолог. Всё в ваших руках дорогие родители! Играйте вместе со своими детьми в любое свободное от домашних хлопот время. Игра, это не только прекрасный источник укрепления физического и духовного здоровья, но и средство укрепления эмоционального самочувствия ребёнка, а также отличный способ познавательного развития ребенка. Уделяйте своим детям больше внимания, больше проводите время вместе.
Спасибо за внимание.