Ирина Репина
Мастер-класс для родителей «Играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию новых технологий в работе с детьми по развитию речевой активности.
Задачи: обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей; сформировать понятие о значимости и взаимосвязи мелкой моторики рук и речи дошкольника; привить навыки родителям по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа; представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе с родителями).
Публикация «Мастер-класс для родителей „Играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Подготовительная работа.
Пригласительные для родителей.
Памятки для родителей «Как развивать речь детей дома».
Использование презентации для родителей по теме.
Ход мастер-класса :
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы выбрали время и пришли на наш мастер - класс. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер - класс на тему «Играем -речь развиваем. Чтобы разрядить обстановку и для лучшего общения друг с другом и конечно же со мной. Предлагаю всем поиграть в игру «Комплименты», а поможет нам вот этот весёлый котёнок. Давайте передавать его из рук в руки, и говорить комплимент, рядом сидящему соседу, называя его по имени, например: «Здравствуйте, Евгения, сегодня вы выглядите обваражительно!».
Воспитатель: Ну, вот на ваших лицах светится улыбка, приятно получить комплимент. Правда? В такую простую, но нужную игру, вы можете часто играть дома с семьей, а особенно со своим ребенком. Ведь такого рода игры учат вежливому общению, уважению, вниманию к окружающим людям. Такие слова - комплименты, ребенок может использовать в дни рождения, в дни семейных праздников, в гостях, да и просто, увидев красивое платье у девочки.
Вводная часть.
Детство – это период не только познания окружающего мира, но также и время развития различных психических процессов, памяти, внимания. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. И надо отметить, что в последнее время все больше детей с различными речевыми нарушениями. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи ребенка, у малыша появляется мотивация на скорейшее исправление нарушений.
Не секрет, что многие родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша. Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. Очень важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас. Задумывались ли вы о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно и логично он выражает свои мысли. Беспокоит ли это вас сейчас?
Воспитатель : Какой бы вы хотели слышать речь ребенка к моменту поступления в школу?
Родители : Грамотной, понятной, осмысленной, выразительной, богатой.
Воспитатель :Существует много игр и упражнений, которые формируют грамотное высказывание, логику, мышление. В такие игры можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на эти занятия времени, оно потом во много раз окупиться.
Практическая часть.
Давайте посмотрим вокруг себя, поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явления природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы. Например: вы идёте в детского сада домой и по дороги увидели растущее дерево. Почему бы вам не заострить внимание на этом дереве. У вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста.
Без лишних хлопот, вы играете с ребёнком в игру «Подбери словечко». Задавая ребёнку наводящие вопросы.
Дерево, какое? – высокое, зелёное, могучее, красивое… и т. д.
Вот так, вы упражняете ребёнка подбирать прилагательные и использовать их в речи. Игра пройдет интереснее и веселее, если в нее будут играть все ваши члены семьи, или друзья вашего ребенка. Когда вы наблюдаете за двумя и более предметами самое время их рассмотреть, сравнить между собой. В этом поможет игра!
Игра «Сравни и назови» - одно высокое, а другое низкое. У одного зелёные листочки, другого - жёлтые, у одного ствол коричневого цвета, у другого – белого и т. д. Можно сравнивать и разные предметы или объекты.
Далее я предлагаю игры по нарастающей, т. е. от более легких к сложным.
«Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».
Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.
«Угадай-ка»
Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.
Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.
Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.
Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.
«Ты - мне, я - тебе» - поочередно загадывайте друг другу такие загадки.
«Подскажи словечко»
Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.
Наша Таня громко …
Уронила в речку.
Тише Танечка,
Не утонет ….
«Так бывает или нет?»
Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.
Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.
Осенью на деревьях распускаются листочки.
Зимой мы купаемся и загораем.
Для того чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.
Упражнения на дыхание: «Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.
Воспитатель: Выработать качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготовить ребёнка к правильному произнесению фонем поможет АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - Предлагаю вам следующее упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала, - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала, - глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
Артикуляционная гимнастика «В гостях у бабушки с дедушкой» (с показом артикуляционных упражнений перед зеркалом)
«Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись—в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим—положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
и на опушке мы видим грибочки
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала БЛА-БЛА-БЛА…».
Воспитатель: А сейчас мы поговорим о развитии мелкой моторики. «Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель).
Мелкая моторика - это совокупность дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении действий, а также действий нервной, костной и мышечной системы, часто в сочетании со зрительной, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Способность ребенка правильно распределять мышление, усилие при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому, развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
К шести годам, а тем более к моменту поступления ребенка в школу, дети уже должны:
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- уметь штриховать предметы ровными, прямыми линиями, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку, в линию;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности руки, является общей неготовностью большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. И если с речью не все в порядке, значит, наверняка есть проблемы с моторикой.
Существует очень много способов для развития мелкой моторики руки, в том числе огромное множество пальчиковых игр от простых до сложных. Мы остановимся на играх, которые должны выполнять дети старшего дошкольного возраста. Сегодня с вами мы вместе и попробуем их повторить.
• Упражнение «Коза» - вытянуть вперёд указательный
палец и мизинец, средний и безымянный пальцы
прижаты большим пальцем к ладони.
• Упражнение «Три богатыря» - поднять вверх
указательный, средний, безымянный пальцы,
соединить вместе; большой палец удерживает
мизинец на ладони.
• Упражнение «Заяц» - вытянуть вверх средний
и указательный пальцы, мизинец и безымянный
палец прижать большим пальцем к ладони.
• Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные
указательный, средний и безымянный пальцы,
• большой палец удерживает мизинец на ладони.
Воспитатель: Для развития мелкой моторики детей в подготовительной группе предлагается катание грецких орехов, мячей - ежей и шариков «Су - Джок». Эти предметы можно катать между ладоней, по столу, катать пальчиками. Очень интересны и многофункциональны занятия с пружиной, которая прилагается к шарику Су-Джок. Эти занятия оказывают хорошее массажное и стимулирующее действие на кисти рук. Такими же свойствами обладают массажные упражнения с гранеными карандаш
Предлагаю вашему вниманию несколько заданий, которые развивают не только мелкую моторику, но и глазомер (родители работают с заданиями).
Задание «Дорожки» - взять в руку карандаш и посмотреть на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание «Лес» - взять карандаш и посмотреть на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание «Узоры по клеточкам» - взять в руку карандаш и продолжи рисовать узоры, старайся не отрывать карандаш от бумаги.
Задание «Отражение фигур» - требует еще больше внимательности. Так как нужно нарисовать отображения фигуры с противоположной стороны.
Эти задания требуют от детей сосредоточенности, развития слуха, восприятия, мышления, воображения, глазомер, умение ориентироваться в пространстве и элементарных графических навыков письма. Также применяю в работе трафареты, контуры предметов, соедини по точкам, дорисовка, лабиринты, штриховки и т. д Использования для развития моторики и такие приемы: скатывание пальчиками салфеток, обрывание цветной бумаги и выкладывание из нее фигурок, картин, складывание фигур из цветной бумаги, ниткография, рисунки с точечным изображением, симметричное одновременное рисование двумя руками, игры с крупой, прищепками, пуговицами, разнообразного рода конструкторы. При использовании этих материалов дети выкладывают различные панно, композиции, фрески, объемные предметы.
Подходит к концу наша встреча, и мы с вами подведем итог этому мастер - классу. Хочется узнать, была ли для вас полезна та или иная информация. Чтобы в этом убедиться, прошу ответить на вопросы: Что было интересно? Что полезного почерпнули для себя и своего ребенка? Как бы вы дома стали заниматься со своим ребенком? Для этого предлагаю взять из секретной корзинки свернутые трубочки папируса, прочитать написанное в нем предложение, и закончить его по своему усмотрению.
Например: «Я сегодня удивилась….», «Я почувствовала, что…», «Было интересно в игре…», «Я понял, что…», «Мне захотелось…», «Было трудно…», Теперь я могу…».
Помните!
Очень важно, чтобы наши детки получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами поняли очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших деток. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Давайте, будем играть и развивать наших детей! Спасибо вам, до новых встреч.