Гущина Марина Анатольевна
Мастер-класс для родителей и детей старшего возраста по экспериментированию с разными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Гущина Марина Анатольевна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок» ст. Безменово
Черепановского района Новосибирской области
Мастер-класс для родителей и детей старшего возраста по
экспериментированию с разными материалами.
Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей старшего возраста по экспериментированию с разными материалами» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Ход мастер-класса:
Вступление:
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем? И родителям знания дать -
Что смешать? Как смешать? С чем смешать? И в солнце, и в дождь,
И в любую погоду. Изучаем мы все. Неживую природу.
- Сегодня мы с вами поговорим о детском экспериментировании.
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и
разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играет поисково-
познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно- экспериментальных действий.
В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В
процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
В народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам самостоятельно провести некоторые эксперименты.
— Мы знаем, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?
— К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо).
Опыт № 1 «Волшебная рукавичка»
— Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство? (Догадки детей).
— Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).
— А хотите знать, кто прислал это письмо? (читаю) Оказывается, это письмо от папы Карло. Интересно, о чем пишет папа Карло: «Здравствуйте, ребята. Я купил Буратино разноцветную Азбуку, чтобы он пошел в школу учиться. Но Буратино пропал!
Помогите, пожалуйста, ребята, найти Буратино».
— Ребята, поможем Буратино? Где наше волшебное блюдечко с наливным яблочком?
Опыт № 2 «Катись, катись, яблочко»
Берем блюдечко из белой бумаги, внизу картинка, водим промасленной ватой по бумаге по кругу – спирали из центра «блюдца», приговаривая: «Катись, катись, яблочко, по блюдечку с голубой каемочкой, покажи, где сейчас Буратино» (проявляется картинка)
— Ребята, смотрите, где это Буратино?
Буратино сидит на листе кувшинки, на пруду. Помните, как Буратино поймали полицейские собаки и бросили несчастного Буратино в старый пруд, надеясь, что он там утонет? Но Буратино, к счастью, не утонул! А знаете, почему Буратино не утонул?
Дети: Потому что, Буратино был деревянный, а деревянные предметы в воде не тонут.
Опыт № 3 «Тонет – не тонет»
Деревянную пластину опустить в таз с водой, она будет плавать.
— Выбравшись из воды, Буратино увидел красивые, большие белые цветы – это были кувшинки.
Опыт № 4 «Кувшинки»
— Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи
карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду,
налитую в таз. Взошло солнце. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. А вы знаете, почему это происходит?
Предметы тяжелые тонут, легкие плавают на поверхности, но есть такие, которые любят играть с водой и с пузырьками воздуха в воде. Буратино хотел бы с нами посмотреть эти игры, но он на болоте. Наши помощники сейчас проведут перечисленные опыты.
Опыт № 5. Опыт с охлажденной минеральной водой. Минералку нужно налить в стакан и всыпать туда зерна риса (или другой крупы). Через несколько минут маленькие предметы начнут передвигаться вверх-вниз с помощью углекислого газа, который находится в жидкости. В бутылке он находится под большим давлением, а в стакане он свободно поднимается на поверхность, благодаря низкой плотности и поднимает добавленные частицы;
Опыт № 6. Превращаем зубочистки в звёздочки.
Для эксперимента возьмите: Зубочистки. Воду. Шприц. 1. Возьмите 5 зубочисток, аккуратно согните их пополам и разложите в виде снежинок. 2. Наберите воду в шприц и накапайте в центр фигуры.
3. Наблюдайте за процессом. Снежинки постепенно будут превращаться в звёздочки. Почему так происходит? Дерево впитывает воду. Капельки проникают всё глубже по капиллярам. Когда они полностью заполняют зубочистку, её волокна начинают распрямляться. Получаются вот такие звёздочки.
Опыт №7. Спичечные бега.
Для опыта понадобится: Тарелка. Вода. Спички. Кусочек сахара. Кусочек мыла.
1. Налейте в тарелку немного воды. Опустите в неё несколько спичек так, чтобы они плавали рядом. Понаблюдайте – ничего не происходит.
2. Затем на середину тарелки положите кусочек мыла, либо капните жидкого
моющего средства. Спички тут же отплывут к краю. Что случилось? Молекулы воды притягиваются друг к другу. Из-за этого на поверхности появляется тоненькая плёнка. На ней и лежат спички. Мыло это плёночку разрывает, поэтому спички начинают разбегаться.
3. Повторим опыт, но на этот раз с кусочком сахара. Расположите спички на воде подальше друг от друга и положите на середину рафинад. 4. Спички начнут потихоньку сближаться. Всё из-за того, что вода начнёт впитываться в сахар и возникнет движение.
Сахар с водой не только играют со спичками, но могут сделать радугу в стакане.
Опыт №8. Радужная вода. Для эксперимента пригодится: несколько маленьких стаканов – зависит от того, из скольких цветов вы хотите сделать радугу. Один большой прозрачный стакан. Вода. Сахар. Краски. Кисточка. Шприц. 1. Поставьте маленькие стаканы в ряд. Добавьте в них сахар, но в разном количестве. В первый стакан ничего не кладите, во второй – одну ложку, в третий – две. 2. Во все маленькие стаканы влейте тёплую воду и перемешайте с сахаром. 3. Каждый стакан с водой раскрасьте в свой цвет. 4. Возьмите шприц и набирайте в него воду из стаканов. Сначала наберите оттуда, где нет сахара, и влейте в большой стакан. Затем оттуда, где одна ложка, потом две и так далее. В большой стакан вливайте воду аккуратно. 5. У вас получится несколько разноцветных слоёв воды, которые не смешиваются. Секрет в том, что сахар увеличивает плотность воды, она становится тяжелей и оседает на дне.
Но краски можно получить и без красителей.
Опыт №9. Капуста краснокачанная с содой и уксусом.
Последовательность действий:
1. Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком. Ждем 5 минут.
2. Процеживаем через тряпочку настой из капусты.
3. В другие три стаканчика наливаем холодную воду.
4. В один из стаканчиков с водой добавляем немного уксуса.
5. Во второй насыпаем чайную ложку соды.
6. Добавляем капустный раствор во все три стаканчика.
Разливаем получившийся фиолетовый сок по стаканам и начинаем добавлять в стаканы лимонную кислоту, соду, стиральный порошок, мыло, перекись водорода. Добавляй по одному ингредиенту в каждый стакан и наблюдай за изменением цвета!
— Вдруг Буратино увидел черепаху Тортиллу. Она сказала: «Здравствуй, Буратино, я хочу подарить тебе волшебный ключик, который ты должен сам достать со дна пруда, не замочив рук». Буратино: «Ребята, помогите мне, пожалуйста, решить эту нелегкую задачу».
Опыт № 10 «Достань ключик»
Дети: Надо взять магнит, привязать его к нитке и опустить в воду, ключик примагнитится. (достают ключик)
Черепаха Тортилла: Возьми этот ключик, Буратино, и поспеши домой к папе Карло. Этот ключик принесет тебе счастье.
Буратино: Спасибо вам, ребята. Спасибо тебе, черепаха Тортилла.
— Буратино поспешил к папе Карло. И вдруг он увидел как на высокой горе началось извержение вулкана.
Опыт №11 Вулкан. Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите как из жерла потечет густая окрашенная пена.
— Буратино побежал к
папе Карло! Я обязательно буду его слушаться, и обязательно пойду в школу! До свидания, меня ждут новые приключения!
— Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Рефлексия.
Родители делятся своими впечатлениями от мастер-класса. (Вопросы записаны на бумажных рукавичках.)
1. Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую.
9. Что меня удивило?