Наталья Пахомова
Мастер-класс для педагогов «Сказка на песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказка на песке».
Цель: познакомить педагогов с особенностями новой нетрадиционной техники рисования песком на световом столе.
Задачи:
Образовательные: вспомнить художественное произведение В. Сутеева «Мешок яблок», способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми.
Развивающие: содействовать развитию интереса педагогов к данной технике рисования и введению её в практическую деятельность.
Воспитательные: вызвать чувство эмоционального комфорта.
Оборудование: световые столы, песок, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
1. Вводная часть.
Добрый день уважаемые участники нашего мероприятия. Скажите мне, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, когда слышите его? (ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили пляж, теплое море, легкий ветерок, крики чаек. Все это очаровывает, позволяет нам расслабиться, забыть о проблемах и немного отдохнуть.
Без сомнения многие из вас бывали на песчаном пляже. Оказавшись там, мы с удовольствием гладим песок ладонью, пересыпаем его из руки в руку, строим из него сказочные замки. Мы не замечаем, как словно по волшебству, вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется чувство покоя, умиротворения, радости.
А если вспомнить детство? Кто из нас не играл в песочнице? Совочек, ведерко, формочки – одни из первых игрушек, которые родители покупают детям. Именно в песочнице происходят первые контакты детей друг с другом.
Сегодня мы с вами посмотрим на потенциал использования песочницы с другой стороны. Игры с песком – одна из естественных форм деятельности ребенка. Рисуя картины на песке, мы в наиболее понятной для него форме передаем ребенку жизненный опыт, знания и законы окружающего мира. Очень часто ребенок не может выразить словами свои переживания, страхи. В этой ситуации ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картины собственного мира, проигрывая взволновавшую ситуацию на песке, дети освобождаются от тревог, страхов и напряжения.
Рисование песком – искусство достаточно молодое и имеет множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, песочная анимация, шоу песочных картин и другие. Появилось это искусство в 1969 году ХХ столетия, когда канадско-американский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф создала и продемонстрировала публике свой первый песочный анимационный фильм.
В настоящее время техника рисования песком получила широкую известность, и ее применение остается популярным у многих специалистов.
Давайте рассмотрим позитивные стороны работы с песком:
Простота – для работы необходим лишь песок и световой стол (или поднос, планшет, рисунки, на которых выглядят менее волшебно, но тоже приемлемо).
Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее продуктивно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.
Красота – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.
Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.
2. Основная часть.
На занятиях с детьми я использую 3 этапа работы с песком: подготовительный (ритуал входа, основная часть, заключительный (ритуал выхода). Давайте рассмотрим каждый этап подробно.
На первом занятии необходимо определить правила поведения в песочнице:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Все действия с песком проводим плавно.
2. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. После работы нужно очистить стол от песка и убрать все инструменты на свои места.
Вначале занятия я с детьми провожу побуждающую к работе игру «Приветствие»: дети (в данном случае педагоги) становятся в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за педагогом.
Собрались мы здесь опять (качаем руками)
Мастерить, с песком играть, (трем ладони)
Заниматься нам пора, (беремся за руки)
Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх)
«Здороваемся с песком»
3. Практическая часть.
(Настройка на работу с песком, расслабление. Включается расслабляющая музыка Педагоги подходят к световым столам).
Я предлагаю вам вспомнить художественное произведение Владимира Сутеева «Мешок яблок», а помогут нам в этом иллюстрации. (Педагоги рассматривают иллюстрации с сюжетами к сказке и коротко пересказывают ее).
Техника рисования:
1. Засыпание фона.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми техниками рисования на песке. Для того, чтобы нам что то изобразить на песке, мы должны засыпать фон при помощи ситечка. (Педагоги засыпают фон).
2. Рисование кулачком.
Изображать мы будем предмет из сказки, как вы думаете что? (Яблоко). Яблоко мы будем рисовать кулачком, круговыми движениями. Итак, первый прием – это рисование кулачком. Найдите на своем фоне центр и поставьте точку. На эту точку поставьте кулачок, прижмите его к песку и вращайте не отрывая его от стола по часовой стрелке, по спирали изображая круг – наше будущее яблоко.
3. Придавание формы.
Ребром большого пальца придаем нашему яблоку форму сердца, убирая лишний песок на края. Делаем это перекрестными движениями, то есть левую часть мы подправляем большим пальцем правой руки, а правую большим пальцем левой руки.
4. Прорисовывание деталей яблока.
Прорисовывать детали мы будем с помощью пинцетного захвата, то есть соединяем большой и указательный палец, защипываем песок, доносим его до нашего яблока, опускаем пальцы, касаемся стола и насыпаем песок так, чтобы у нас получилась песочная точка. Из этой песочной точки мы создаем дугу ребром большого пальца – ямочка у нашего яблока.
Вновь защипываем песок пинцетным захватом и «присаливаем» нашу ямочку, чтобы она стала слегка темной. Именно здесь будет расти веточка, на которой держалось яблоко. Прорисовывать веточку мы будем тонкой деревянной палочкой. Устанавливаем палочку в центре ямочки и делаем движение наружу вверх. Повторяем данное движение, чтобы на конце веточка выглядела по - шире, и прорисовываем овал – это срез веточки.
Для того, чтобы яблоко выглядело объемным, мы защипываем песок и «присаливаем» левую и нижнюю часть яблока, изображая тень, как будто свет падает справа.
Яблоко у нас появилось из цветочка, который процвел, и внизу остались засохшие лепесточки. Прорисовываем их с помощью деревянной палочки.
5. Самостоятельная деятельность.
Предлагаю вам дорисовать вашему яблоку дополнительные элементы – ветку, листочки, еще яблоки, червячка, гусеницу и т. д.
4. Заключительная часть.
Итак, уважаемые коллеги я думаю, вы со мной согласитесь, что рисование песком обладает удивительной способностью расширять сознание и воображение, помогает успокоиться, прийти в состояние гармонии с самим собой. Этот вид нетрадиционной техники рисования помогает дошкольникам преодолеть страх перед рисованием, расковывает, вселяет уверенность, даёт возможность легко и самостоятельно экспериментировать.
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?
Что было вам интересно?
Хотели бы вы применить данный вид деятельности у себя?
Спасибо за внимание.