Хинчагова Зейнаб Тенгизовна
Мастер-класс для педагогов «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Роль родителей в нравственном воспитании своих детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Таким образом, нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Далее представлен опыт работы с родителями дошкольников - тематическое родительское собрание в форме Брейн - ринга. Брей- ринг –интеллектуально- познавательная игра, развивающая логическое мышление, навыки быстрого и точного выражения мысли. Брейн – ринг помогает выработать навыки совместной работы в коллективе, уважения чужого мнения, воспитывает чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других людей.
Цели: привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников; раскрыть перед родителями роль семьи в нравственном воспитании ребёнка;выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.
Задачи: расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;
увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.
Участники: воспитатели, родители старшей логопедической группы.
Форма проведения: Брейн - ринг
Материал: буклеты, бланки для родителей для заполнения теста, клубок, карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, смайлики голубого и зеленого цвета, чистые листы, колокольчики, черная шкатулка, ткань голубого и зеленого цвета, таблички для названия команд, солнышки, грустные и веселые смайлики «Настроение».
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателей.
2. Психологическая разминка «Волшебный клубок»
3. Брейн – ринг
4. Рефлексия
5. Решение текущих вопросов.
6. Подведение итогов собрания.
Ход и содержание.
Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. (Каждому родителю было предложено выбрать голубой или зеленый смайлик и сесть за стол соответствующего цвета). Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В. А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей» «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Воспитатель : Сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Вы сегодня все – помощники друг для друга. Рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете? (Ответы родителей, высказывание собственных мнений).
Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.
Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Но давайте выясним, знаем ли мы что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.
Мудрые мысли. (Приложение 1).
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.
Воспитатель : Предлагаю немного поиграть и приглашаю всех в круг. (Родители выходят и встают в круг)
Игра «Волшебный клубочек»
Родители передают клубочек друг другу, называя при этом свое одно отрицательное качество.
Воспитатель : Да назвать свое отрицательное качество легко, а вот похвалить себя – трудно. Но давайте попробуем. Превращаем отрицательные качества в положительные и сматываем клубочек.
Родители передают клубочек друг другу, говоря при этом свое положительное качество.
Воспитатель : Большое всем спасибо. Итак, у нас образовалось две команды. Предлагаю нашу с вами встречу продолжить в виде игры.
Игра называется «Брейн - ринг».У каждой игры есть свои правила. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.
Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд)
У капитанов имеются колокольчики, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает жетоны.
1 тур
Разминка «Мудрые мысли»
Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение)
Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
Не тот отец — мать, кто родил, а тот (кто вспоил, вскормил, да добру научил)
Человек без воспитания – (тело без души)
Дитятко – что тесто: (как замесил, так и выросло)
Детей наказывай стыдом, (а не кнутом)
Не тот богат, кто много имеет, а тот (кто много дает)
Лучше плакать в детстве (чем в старости)
Добрый пример лучше… (ста слов)
Гни дерево, покагнется, учи дитятко… (пока слушается)
Из молодого, как из воска:(что хочешь, то и вылепишь)
На что и клад, коли… (в семье лад)
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя… (пока слушается)
2 тур
«Многовопросник» :
1. Что принято считать хорошими манерами?
(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2. Кто первым здоровается при входе в помещение?
(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).
4. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?
(Первой входит всегда дама).
6. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).
7. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
(Выбросить в урну).
8. Что нельзя делать во время спектакля?
(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).
9. При разговоре по телефону кто здоровается первым?
(Позвонивший, представившись).
10. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
Звучит заставка Брейн-ринга, вносится
Чёрная шкатулка
Внимание, в шкатулке находится то, что очень больно ранит человека. (Слово)
3 тур
Карусель проблем
Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.
Ситуация 1
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
( Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
Ситуация 2
За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
( Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение).
4 тур «Чему учатся дети…» Необходимо закончить фразу
Дети—свидетели, они учатся жить у жизни. Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).
2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).
3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).
4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).
5. Ребенка хвалят, он учится. (быть благородным).
6. Ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым).
7. Ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).
8. Ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя).
9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).
10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).
Практическое задание родителям
«Загибаем лист» :
Предлагаю Вам взять лист бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
5 тур
Решаем конфликт
Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать фишку).
Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.
Предлагаю разрешить конфликт первой команде:
• Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!
Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.
( Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Следующая проблемная ситуация для второй команды:
• Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.
Рома: «Ну, пожалуйста…
Папа: «Займись делом!
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?
( Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети всё видят. И как Вы кричите,
И как Вы кидаете мусор в траву,
И как, в соц. сетях пропадая, не спите,
И как Вы грубите в ответ продавцу.
Для них Вы - пример, и, быть может, однажды
Себя в них увидите, словно в окне.
Поймите же Вы, ведь это так важно:
Ругая детей, ищите причину - в себе.
(Мария Куткар)
Дорогие родители, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.
Практическое задание родителям
"В лучах родительского солнца"
В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.
4. Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
• Я благодарен сегодняшней встрече…
• Я благодарен родителям моей группы….
• Я благодарен своему ребенку….
• Я благодарен себе….
5. Разное (7-10 мин)
Решение насущных вопросов
6. Подведение итогов (3-5 мин)
Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.