МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Хинчагова Зейнаб Тенгизовна
Мастер-класс для педагогов «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современного родителя не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Зачастую они не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Роль родителей в нравственном воспитании своих детей“» размещена в разделах

Очевидно, что приоритет материальных интересов над духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.

Образовательные учреждения заинтересованы в повышении психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Таким образом, нравственное воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Далее представлен опыт работы с родителями дошкольников - тематическое родительское собрание в форме Брейн - ринга. Брей- ринг –интеллектуально- познавательная игра, развивающая логическое мышление, навыки быстрого и точного выражения мысли. Брейн – ринг помогает выработать навыки совместной работы в коллективе, уважения чужого мнения, воспитывает чувство собственного достоинства и уважения к достоинству других людей.

Цели: привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников; раскрыть перед родителями роль семьи в нравственном воспитании ребёнка;выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.

Задачи: расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;

помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Участники: воспитатели, родители старшей логопедической группы.

Форма проведения: Брейн - ринг

Материал: буклеты, бланки для родителей для заполнения теста, клубок, карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, смайлики голубого и зеленого цвета, чистые листы, колокольчики, черная шкатулка, ткань голубого и зеленого цвета, таблички для названия команд, солнышки, грустные и веселые смайлики «Настроение».

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателей.

2. Психологическая разминка «Волшебный клубок»

3. Брейн – ринг

4. Рефлексия

5. Решение текущих вопросов.

6. Подведение итогов собрания.

Ход и содержание.

Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. (Каждому родителю было предложено выбрать голубой или зеленый смайлик и сесть за стол соответствующего цвета). Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В. А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей» «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Воспитатель : Сегодня у нас не совсем обычное родительское собрание. Вы сегодня все – помощники друг для друга. Рассуждая, мы часто говорим о нравственном и безнравственном в нашей жизни. Так что же мы вкладываем в это понятие - нравственность? Как Вы это понимаете? (Ответы родителей, высказывание собственных мнений).

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Но давайте выясним, знаем ли мы что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

Мудрые мысли. (Приложение 1).

На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.

Воспитатель : Предлагаю немного поиграть и приглашаю всех в круг. (Родители выходят и встают в круг)

Игра «Волшебный клубочек»

Родители передают клубочек друг другу, называя при этом свое одно отрицательное качество.

Воспитатель : Да назвать свое отрицательное качество легко, а вот похвалить себя – трудно. Но давайте попробуем. Превращаем отрицательные качества в положительные и сматываем клубочек.

Родители передают клубочек друг другу, говоря при этом свое положительное качество.

Воспитатель : Большое всем спасибо. Итак, у нас образовалось две команды. Предлагаю нашу с вами встречу продолжить в виде игры.

Игра называется «Брейн - ринг».У каждой игры есть свои правила. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.

Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд)

У капитанов имеются колокольчики, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.

Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает жетоны.

1 тур

Разминка «Мудрые мысли»

Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение)

Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.

Не тот отец — мать, кто родил, а тот (кто вспоил, вскормил, да добру научил)

Человек без воспитания – (тело без души)

Дитятко – что тесто: (как замесил, так и выросло)

Детей наказывай стыдом, (а не кнутом)

Не тот богат, кто много имеет, а тот (кто много дает)

Лучше плакать в детстве (чем в старости)

Добрый пример лучше… (ста слов)

Гни дерево, покагнется, учи дитятко… (пока слушается)

Из молодого, как из воска:(что хочешь, то и вылепишь)

На что и клад, коли… (в семье лад)

Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)

Гни дерево, пока гнётся, учи дитя… (пока слушается)

2 тур

«Многовопросник» :

1. Что принято считать хорошими манерами?

(В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

2. Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

(Первым здоровается проходящий).

4. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым?

(Первой входит всегда дама).

6. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?

(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).

7. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?

(Выбросить в урну).

8. Что нельзя делать во время спектакля?

(Разговаривать, шуршать бумажками, ёрзать, есть, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления).

9. При разговоре по телефону кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись).

10. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?

(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

Звучит заставка Брейн-ринга, вносится

Чёрная шкатулка

Внимание, в шкатулке находится то, что очень больно ранит человека. (Слово)

3 тур

Карусель проблем

Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.

Ситуация 1

Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?

( Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).

Ситуация 2

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.

Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?

( Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение).

4 тур «Чему учатся дети…» Необходимо закончить фразу

Дети—свидетели, они учатся жить у жизни. Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится. (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится. (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится. (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится. (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится. (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится. (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится. (находить любовь в мире).

Практическое задание родителям

«Загибаем лист» :

Предлагаю Вам взять лист бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

5 тур

Решаем конфликт

Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать фишку).

Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.

Предлагаю разрешить конфликт первой команде:

Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!

Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.

( Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)

Следующая проблемная ситуация для второй команды:

Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.

Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.

Рома: «Ну, пожалуйста…

Папа: «Займись делом!

Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?

( Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?

Дети всё видят. И как Вы кричите,

И как Вы кидаете мусор в траву,

И как, в соц. сетях пропадая, не спите,

И как Вы грубите в ответ продавцу.

Для них Вы - пример, и, быть может, однажды

Себя в них увидите, словно в окне.

Поймите же Вы, ведь это так важно:

Ругая детей, ищите причину - в себе.

(Мария Куткар)

Дорогие родители, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

"В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

4. Рефлексия «Свободный отчет».

Продолжите фразу:

• Я благодарен сегодняшней встрече…

• Я благодарен родителям моей группы….

• Я благодарен своему ребенку….

• Я благодарен себе….

5. Разное (7-10 мин)

Решение насущных вопросов

6. Подведение итогов (3-5 мин)

Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача буклетов родителям.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Опубликовано: 17 октября 2023 в 21:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»» (включая файлы) размещена пользователем Хинчагова Зейнаб Тенгизовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД