Юлия Назарова
Мастер-класс для педагогов «Ранняя профориентация дошкольников»
Слайд 2
Цель: обмен опытом и технологиями по социализации и ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий;
- поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития;
- содействовать личностному самоопределению.
Слайд №3
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем.
Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя», «Кинофестиваль» и т. д.) А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю игру, которая поможет нам эмоционально настроиться на дальнейшую работу.
• Встаньте, пожалуйста, все в круг.
• А теперь сделайте шаг вперед те, кто считает себя трудолюбивым.
• Сделайте шаг вперед те, кто любит свою профессию.
• Сделайте шаг вперед те, кто считает, что трудолюбие закладывается с дошкольного возраста.
• Сделайте шаг вперед те, кто уверен, что в труде закладывается фундамент характера.
• Спасибо! Сделайте шаг вперед, у кого хорошее настроение и кто настроился на общение.
Я рада, что сегодня у нас появилась возможность поговорить на очень интересную и важную тему – о труде, и я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий.
Для начала давайте вспомним, что такое труд?
Слайд №4
Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
Что такое профессия?
Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
О труде размышляли во все времена. К нему обращали свои мысли поэты и писатели, ученые, и философы. Люди сложили о труде и разных профессиях много песен, пословиц и поговорок.
Слайд №5
1. А какие пословицы и поговорки о профессиях знаете вы, мы проверим.
Пословицы и поговорки, используемые в работе с детьми помогают в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда. Пословица не воспринимается ребенком как нотация и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Слайд №6
Каков тракторист — таков и трактор. Хороший тракторист что артист. Слушай агронома — будет хлеб и солома. Добрый пастух не о себе печется, о скотине. Каков пастух, таково и стадо. У врача лечись, а у умного учись. Без топора не плотник, без иглы не портной. Плотник без топора, что изба без угла. Учи других и сам научишься. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
Слайд №7
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по опорной схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Перед вами лежат карточки-схемы, которые помогут вам составить рассказ о профессии: название профессии – место работы – что делает человек данной профессии – какие предметы нужны ему для работы. Предлагаю Вам выбрать любую картинку с профессией и составить рассказ о ней, опираясь на схему.
2. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ПРОФЕССИЯХ ПО СХЕМЕ
Слайд №8
3. ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?».
Педагог называет профессию, дети называют трудовые действия человека этой профессии. Пробуем -O-
Учитель начальных классов – …учит учеников с 1 по 4 класс
Косметолог – …делает макияж и косметические маски.
Ландшафтный дизайнер – озеленение участков.
Педагог дополнительного образования – организуют досуг, кружки, секции, отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся
Модельер – изготавливает модели одежды
Эколог – ….защищает природу.
Тренер –…. готовит спортсменов к соревнованиям.
Дизайнер интерьера – ….занимается созданием стиля, обстановки и комфорта в помещении, оформляет помещения.
Дизайнер одежды – … проектирует эскизы одежды и принимает самое активное участие в изготовлении разработанной им новых моделей.
Слайд №9
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей; развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно образовывать название профессий, выражать свои мысли.
Слайд № 10
А вот такие приемы как динамические паузы и пальчиковая гимнастика способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. И сейчас я предлагаю вам закрепить знания о профессиях людей.
Слайд №11
4. МНОГО МЫ ПРОФЕССИЙ ЗНАЕМ
Много есть профессий знатных, Cоединять пальцы правой руки с большим
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединять пальцы обеих рук
Продавец, шахтёр, строитель. Сжимать и разжимать кулачки
Сразу всех не называю, Вытянуть руки вперед ладонями вверх
Вам продолжить предлагаю.
Слайд №12
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, алгоритмам и моделированию.
У вас на столах лежат алгоритмы последовательности трудовых действий людей разных профессий. Ваша задача – составить их правильные логические цепочки.
Работая с алгоритмами, у детей развивается умение обобщать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, способствует развитию логического мышления, помогает устанавливать последовательность практических действий детей.
Для приобретения детьми системного характера представлений о мире профессий требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс расчленено, поэтому детям преподносится наглядно - схематическая, а затем мысленная модель трудового процесса.
В графической модели, образно названной «лесенка», представлено общее поступательное движение трудового процесса — от замысла к результату. Это дает ребенку возможность легко осознать, что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. Умение пользоваться моделью облегчает ребенку перенос представлений о труде взрослых на собственную трудовую деятельность, способствует развитию логического мышления.
5. Вам нужно построить две модели: модель
Слайд №13
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Как же хочется сходить с детьми на экскурсию в самый большой в мире театр, побывать в современном салоне красоты, походить по территории автосервиса. Да нет ничего проще! Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию!
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми па ранней профориентации способствуют формированию положительного отношения к профессиональной деятельности взрослых, представлений об общественной направленности и пользе труда людей, о характере трудовой деятельности и взаимоотношениях между людьми в процессе труда, основанных на уважении и взаимопомощи. А так же развивает у детей интерес к труду взрослых, помогает формированию общественно – полезных мотивов собственной трудовой деятельности, желанию трудится, добросовестно выполнять доверенное дело.
Слайд №14
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, дизайнер, профессор,
Инженер, воспитатель, рабочий.
Все профессии очень разные —
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Слайд №15
6. Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».
На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии.
Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам! Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора?
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. –
Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии? Должны выполняться три условия:
Хочу ---мои желания.
Могу---способности и возможности.
Надо---востребованность профессии
Слайд №16
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него
всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей.