Юлия Кащаева
Конспект мастер-класса для педагогов по ранней профориентации дошкольников «В мире сельскохозяйственных профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер–класс для педагогов по ранней профориентации дошкольников с использованием социо-игровых технологий «В мире сельскохозяйственных профессий»
Цель мастер-класса: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию предпосылок ранней профориентации по сельскому хозяйству.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов по ранней профориентации дошкольников „В мире сельскохозяйственных профессий“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Задачи мастер-класса: 1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.
2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.
3. Активизировать мотивационную готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста по сельскохозяйственным профессиям».
Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.
Выбор профессии на сегодняшний день для многих очень актуален. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать?
(Предполагаемые ответы коллег)
Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада, ведь наша задача помочь определиться с выбором профессии, которая будет привлекать не только материально, но и духовно.
Ранняя профориентация преимущественно носит ознакомительно-информационный характер (общее знакомство с миром сельскохозяйственных профессий).
Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в сельскохозяйственные профессии.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут при ознакомлении детей с сельскохозяйственными профессиями.
Но для начала, скажите, что такое сельское хозяйство? Сельское хозяйство – это работа с землей и на земле, а также выращивание животных и растений, и уход за ними.
1. Знакомя детей с профессиями можно провести такую разминку (слайд)
Профессий всех не сосчитать! А вы, какие можете назвать?
- Это человек, который владеет землей и занимается на ней сельским хозяйством (фермер).
- Рабочий управляющий трактором…. (тракторист)
- Этот работник сельского хозяйства убирает урожай зерна и овощей…. (комбайнер)
- Этот специалист сельского хозяйства, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять (агроном)
- Это человек, который занимается выращиванием овощей (овощевод)
- Это специалист, в сфере сельского хозяйства, который занимается посадкой и выращиванием зерна и хлеба (хлебороб)
- Этот специалист разводит пчёл, ухаживает за ними, собирает мёд (пчеловод)
- Работает на животноводческой ферме (ветеринар)
- Специалист, который кормит коров, ухаживает за ними, доит их… (доярка)
- Профессия его связана с животноводством и уходом за скотом и птицей… (зоотехник или животновод)
- Работник, занимающийся уходом за свиньями (свинарка)
- Человек, который ухаживает, пасет, кормит или охраняет стада овец (пастух).
С профессиями я предлагаю знакомить детей по следующему алгоритму: (слайд)
1. Название профессии
2. Место работы
3. Форменная одежда
4. Орудия труда
5. Трудовые действия
6. Польза труда для общества.
Предлагаю рассказать о профессии по этому алгоритму (предложить на выбор несколько названий профессий, написанные на листках, лежат обратной стороной).
Рассказ о профессии по алгоритму.
2. Игра «Угадай, кто это?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
В первом задании вы отгадывали загадки о профессиях сельского хозяйства. А сейчас вам предстоит их нам изобразить. Задание такое: на столе лежат картинки с изображением той или иной профессии картинкой вниз. Вы подходите, выбираете любую картинку, но нам ее не показываете. Посмотрев на профессию, изображенную на картинке, вам необходимо нам показать, что делает человек этой профессии. А мы постараемся угадать показанную профессию.
3. Игра «Что лишнее?» Цель: Из разных профессий научить выбирать те, которые относятся к сельскому хозяйству.
Перед Вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Давайте мы попробуем их разделить на две группы. Профессии, которые относятся к сельскому хозяйству и профессии, которые к нему не относятся.
4. Игра «Волшебная палочка».
Участники стоят в кругу, передавая с слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и
при этом ведущий называет профессию, участники предмет или то, что относится к профессии.
Примеры:
Фермер – земля, ведет хозяйство…
Тракторист – трактор, пахать…
Комбайнер – комбайн, уборка урожая…
Овощевод – урожай, овощи…
Пчеловод – мед, пчелы, пасека…
Ветеринар – болезнь, доктор, животные…
Доярка – молоко, корова…
Пастух – палка, стадо…
И т. д.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
5. Игра «Я начну, а вы закончите»
Цель: Вспомнить пословицы и поговорки о труде.
Пословицы и поговорки о труде — венец народного творчества. В них запечатлены размышления о значении труда в жизни человека, продиктованные умом, опытом и наблюдениями нескольких поколений. Поскольку каждый день связан с работой, их актуальность никогда не угаснет. Я буду произносить первую часть пословицы, а вы будите продолжать.
1. Без труда … не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Труд кормит, … а лень портит.
3. Хочешь кататься, …. люби и саночки возить.
4. Умелые руки … не знают скуки.
5. Что посеешь, …то и пожнёшь.
6. Семь раз отмерь, …один раз отрежь.
7. Делу время, … потехе час.
8. Кто любит труд, …того люди чтут.
9. Землю красит солнце, …а человека труд.
10. Не игла шьет, …. а руки
11. Куй железо, …пока горячо
12. Какой мастер, …такова и работа
А теперь давайте с вами подумаем, какая случилась беда, если бы….
- не было ветеринара, то….
- не было тракториста, то…
- не было доярки, то….
- не было фермера, то….
- не было пчеловода, то….
- не было агронома, то….
- не было овощевода, то….
Да была бы настоящая беда! Поэтому все профессии нужны, все профессии важны.
Все профессии, которые мы с вами вспомнили – сельскохозяйственные профессии.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас выразить свое отношение к проведенному мастер-классу.
Если вы считаете, как и я, что данный материал доступен, интересен и имеет для детей профориентационную направленность, то покажите веселого смайлика.
Если вы считаете, что продемонстрированный материал сложен для дошкольников, малоэффективен и предназначен для более старших детей, то тогда
покажите серьезный смайлик.
А кто считает, что профессию выбирают при поступлении в техникум или ВУЗ, покажите грустный смайлик.
Выводы. Для успешной работы в данном направлении необходимо создать условия для ознакомления с сельскохозяйственным трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В группах организовать работу в интересной для детей и педагогов игровой форме.
Разработать перспективно-тематические планы по ознакомлению дошкольников с сельскохозяйственным миром профессий. Обогатить предметно развивающую среду игровым материалом.
И, как результат, нам удастся не только познакомить ребёнка с миром профессий, но и показать значимость и необходимость в жизни человека.
Спасибо за внимание!