Татьяна Осипова
Мастер-класс для педагогов по историческому краеведению «9 неизвестных фактов о Гжели»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: Клуб Знатоков
Место: музыкальный зал МБДОУ №12
Участники педагоги детского сада.
Время проведения: 23 ноября 13:20
Атрибуты: Юла, круглый стол, стулья по количеству педагогов, конверты с номерами вопросов, музыкальное оформление, макет «Гжель», подарки для всех участников игры.
Подготовительный этап: Поиск информации по теме в интернет-ресурсах, производство наглядного пособия макет «Гжель».
Если не мы, то, кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно — не опоздать.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по историческому краеведению „9 неизвестных фактов о Гжели“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Конструирование, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, в формировании основ наследования культуры государства оставленного нам предками, ребенком дошкольного возраста.
Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, местного населения, для которого эта территория считается родным краем.
Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к истории, культуре родного края, страны.
Краеведение дает возможность показать детям и взрослым, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.
Цель: Совершенствование работы по реализации интеллектуального, творческого патриотического потенциала педагогов и детей в ДОУ.
Задачи:
- активизировать познавательный интерес педагогов и детей к обобщению и систематизации знаний о русских народных промыслах;
- выявить и поддержать эрудированных, талантливых детей, а также работающих в данном направлении творческих педагогов;
- воспитывать деловое сотрудничество и умение работать в команде.
Уважаемые коллеги, у вас на стуле наклеен листок бумаги, оторвите его и посмотрите, что написано на обратной стороне. Эта надпись очень важна. Прошу Вас не отказываться и помочь мне.
Ход ИГРЫ
Звучит заставка-музыка начало игры
Ведущая: «Здравствуйте уважаемые коллеги, болельщики и участники игры! Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
Звучит заставка музыка
Голос за кадром:
Сегодня четверг 23ноября 13 часов20 минут и мы начинаем 1 игру осенней серии Что? Где? Когда? 2023 года.
Звучит музыка заставка «Что наша жизнь игра»
Голос за кадром:
Против знаменитого традиционного русского промысла «Гжель»
сегодня играет команда знатоков детского сада №12.
Встречайте наших знатоков.
(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда?».
Ведущий: Уважаемые воспитатели, у кого на листе бумаги есть надпись, прошу выйти и присесть за стол.
Ведущий представляет команду.
Ведущий: Команда знатоков д/сада №12
1. Самая добрая, старательная, отзывчивая, справедливая и умная –
2. Активная, любознательная, рассудительная, палочка-выручалочка –
3. Активная, веселая, заводная -
4. Жизнерадостная -
5. Целеустремленная, дружелюбная и ответственная -
6. Эрудированный, находчивый, всесторонне развитый капитан команды –
Ведущая: Уважаемые члены клуба и зрители! Внимание! Вести подсчет очков сегодня будет самое доброе жюри, в состав которого вошли:
Исполняющая обязанности заведующего МБДОУ №12 - Гавриленко Наталья Васильевна, музыкальный руководитель – Арутюнян Софья Эдуардовна.
Голос за кадром:
- Уважаемая команда, против вас сегодня играет - Традиционный русский промысел «Гжель»
Голос за кадром:
Внимание правила игры. Команда знатоков играют против нашего гостя. Капитан крутит волчок. Знатоки должны за 1 минуту ответить на вопрос. После ответа знатоков правильный ответ на вопрос появится на экране. За каждый правильный ответ команда получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется гостю. Играем 9 раундов. Просьба болельщиков соблюдать тишину во время игры, помощь знатокам не возбраняется.
Мы начинаем!
1 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 1вопрос – Как называется центр, где производят «Гжель» и сколько туда входит деревень?
Голос за кадром: Внимание смотрин на экран правильный ответ.
Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст».
2 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 2 вопрос – В завещание кого первое упоминание о «Гжели»?
Голос за кадром: Внимание смотрин на экран правильный ответ.
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
3 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 3 вопрос – Что до 18 века производили мастера «Гжели»?
Голос за кадром: Внимание смотрин на экран правильный ответ.
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич и отлив орудий, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.
4 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 4 вопрос – Какой «Гжель» была до 18 века?
Голос за кадром: Внимание, смотрим на экран, правильный ответ.
Изначально гжель была разноцветная.
В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.
5 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 5 вопрос – Кто из учёных первым повторил и описал китайский фарфор, в результате чего появилась «Гжель» такая, какую мы привыкли видеть в современном мире.
Голос за кадром: Внимание, смотрим на экран, правильный ответ.
Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.
6 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 6 вопрос – Какой химический элемент наносят на заготовку из фарфора, который после обжигания приобретает голубой цвет?
Голос за кадром: Внимание, смотрим на экран, правильный ответ.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою получает после обжига. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит. Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.
7 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 7 вопрос – Где хранятся секреты росписи «Гжель»?
Голос за кадром: Внимание, смотрим на экран, правильный ответ.
Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений, Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
8 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 8 вопрос – Кто занимался росписью?
Голос за кадром: Внимание, смотрим на экран, правильный ответ.
Росписью занимались женщины-"писарихи", которые сами создавали свои орнаменты и многократно варьировали композиции, ставшие традиционными: "мушель", розу "картошкой", "виноград" и другие. Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
9 раунд: (Звучит музыка волчка)
Ведущий: 9 вопрос – Любимый узор гжельских мастеров — роза. Как называется этот орнамент и почему?
Голос за кадром: Внимание, смотрим на экран, правильный ответ.
Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.
Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.
Голос за кадром: Слово для подведения итогов игры предоставляется уважаемому жюри. Просим Вас.
Жюри: Команда знатоков детского сада (жюри зачитывает итоги игры)
Вот имена знатоков (ведущий зачитывает имена, знатоки и гости получают подарки)
Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра, завершая её, желаем жить поживать, да добра наживать, здоровыми быть и историю страны почитать и любить!
Голос за кадром: Всем спасибо. Игра окончена! До новых встреч.
Звучит музыка заставка – окончание игры