Лариса Лысенко
Мастер-класс для педагогов «Опыты со звуком или поющие бокалы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
"Опыты со звуком, или поющие бокалы"
Сл 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить мастер класс по теме «Опыты со звуком, или поющие бокалы».
Сл 2 Цель:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Опыты со звуком или поющие бокалы“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проведению экспериментирования, как метода познавательно-исследовательской деятельности воспитания и развития дошкольников.
Сл 3Актуальность
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.
Сл. 4 В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Сл. 5 В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Сл. 6 Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В образовательном процессе экспериментирование способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.
Сл 7 Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Сл. 8 Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения за выполнением экспериментирования.
Сл. 9 В своей работе я использую технологии О. В. Дыбиной, А. И. Савенкова, а также применяю технологию Татьяны Николаевны Девятовой в которой подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников со звуком.
Дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит», а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум?», приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?».
Сл. 10 В начале 17 века человек научился создавать из стекла тонкие изделия и заметил, что если провести пальцем по краю влажного бокала, то появится тянущийся звук. Так появился инструмент «Стеклянная арфа» - она состояла из 30 или 40 бокалов наполненных разным количеством воды.
Сл. 11 В 1757 году в Лондоне великий американский ученый Бенджамин Франклин задался целью усовершенствовать стеклянную арфу и создал стеклянную гармонику. Стеклянную гармонику стали использовать даже в симфоническом оркестре, а известные композиторы, такие как Бетховен, Штраус, Рубинштейн писали специальные произведения для стеклянного инструмента.
Сл. 12 Позже появился такой инструмент, как стеклянный орган – он состоял из стеклянных трубочек, расположенных вертикально – это сложный и дорогой в изготовлении музыкальный инструмент.
Сл. 13 Современные стеклодувы создают удивительные изделия различной сложности – поэтому можно смело сказать, что еще впереди открытие новых стеклянных инструментов.
Сл. 14 свою практическую часть я предложила педагогам провести в познавательно-исследовательском центре "Любознайки". Этот центр состоит из нескольких секторов: «Лаборатория почемучка», «Живая природа», «Мир вокруг нас», «Космос», «Экономика».
Сл. 14 Педагогов я встретила в магистерской шапочке. И пригласила в лабораторию. Задала им несколько вопросов.
Кто такие ученые?
Что такое наука?
Сл. 15 Дальше, педагоги отгадали загадку про звук и определили, что они будут исследовать звуки в нашей лаборатории.
Воспитатели рассказали, что звуки могут быть яркими, звонкими, шуршащими, трещащими, жужжащими, шумящими и не только. Что у каждого звука свой цвет, своё тепло и даже прохлада.
Сл. 16 Перед тем как провести опыты, также воспитатели ответили на некоторые вопросы.
Почему всё звучит?
Какие из звуков можно отнести к музыкальным?
А что можно сказать про топот ног, скрип двери?
Сл. 17 Дальше я предложила педагогам на практике попробовать эффективность разных «Опытов со звуком».
Сл. 18 1 опыт «Зависимость высоты звука от толщины бокала и количества воды в нём»
Для этого опыта предложила взять бокалы различной толщины и формы, а также кувшин с водой.
Бокалы расставили на столе на небольшом расстоянии друг от друга, затем взяли деревянную палочку и начали потихоньку стучать по каждому из них.
Сл. 19 Подвели итоги: Четкий и звонкий звук исходил из бокала, сделанного из тонкого стекла. Бокал с толстыми стенками издавал более низкий и глухой звук.
Сл. 20 Далее я предложила изменить тон звука в бокалах с помощью питьевой воды.
Педагоги налили небольшое количество в один из бокалов и легонько постучали палочкой, затем добавляем воды.
Сл. 21 Педагоги прослушали звук, и пришли к выводу, что высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
Я подтвердила, что действительно научно доказано, что высота звука зависит от толщины и формы бокала. И мы убедились в этом опытным путем.
Сл. 22,23 Затем педагогам предложила провести наглядный и интересный не только детям, но и взрослым Опыт «Поющие бокалы».
Я рассказала, что оказывается, бокалы способны петь. Конечно, это не Бетховен или Бах, но очень необычный и интересный звук они издают.
А затем мы подробнее исследовали этот опыт. Поставили бокал на стол, наполнили его до половины водой. Затем одной рукой взяли его крепко за ножку и прижали к столу, чтобы бокал не двигался. Указательный палец другой руки обмакнули в воду и начали сверху водить пальцем по краю бокала, несильно нажимая на него. Скорость была примерно один оборот за секунду. Изменяя скорость и нажим, педагоги поймали такой момент, когда бокал «запел» – стал издавать красивый и громкий чистый звук. Немного приноровились, отрегулировали силу нажатия пальца и получилось отличное пение бокала!
Сл. 24 И конечно всем было интересно понять, почему так происходит? Педагоги предложили свои варианты ответов, и мы подвели итог, что палец, когда трется по стеклу, заставляет его вибрировать. Эта вибрация передается по стеклу внутри, возникают волны, им некуда деться, они складываются и усиливаются. Стекло начинает вибрировать все сильнее и, наконец, передает вибрацию воздуху. А воздушная волна уже слышна как красивый ровный звук.
Сл. 25 так же мы выяснили, что при пении бокала на поверхности воды можно заметить волны, такие образуются, если бросить камешек в воду. А если воды налить максимально много, то появляются даже брызги!
Сл. 26 Я предложила этот музыкальный опыт со звуком немного преобразовать. Сделали бумажный крест из тонких полосок бумаги. Наполнили бокал водой до краев и уже сверху положили полоски бумаги. Далее смоченным в воде пальцем потерли бокал в любом месте, что бы он запел.
Педагоги отметили самое интересное!
Что если палец трет бокал между двух концов бумажного креста, то он начинает медленно вращаться. Прекращается трение – прекращается вращение. Это завораживает.
Сл. 27 На вопрос какой вывод можем сделать, ответили, что звук приводит в движение воду и его можно увидеть на поверхности воды.
Сл. 28,29 Педагог : Музыку, исполненную на стеклянных инструментах, в далекие времена сравнивали с ангельским пением.
Создав простую арфу из бокалов, любой человек приобщается к искусству, получает от этого удовольствие и может удивить своих друзей и близких.
Я предложила присоединиться к оркестру и сыграть мелодию на бокалах.
«Поющие бокалы» (исполняют педагоги).
Сл. 30 Рефлексия
Звук «поющего» бокала несравним со звуками других музыкальных инструментов. Перед игрой музыкальных инструментов созданных из стекла невозможно устоять – это неземное и волшебное звучание. Благодаря техническому развитию, каждый из нас может послушать уникальную виртуозную игру профессионалов на «поющих» бокалах в своем телефоне или компьютере.
сл. 31 В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир опытов и экспериментов.