Лямкина Татьяна
Конспект мастер-класса для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «Эбру на ряженке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования
Эбру на ряженке.
Задачи:
- расширять представление о технике рисования Эбру;
- способствовать овладению техникой рисования на ряженке;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования у педагогов.
Демонстрационный материал и оборудование для работы:
- презентация «Нетрадиционная техника рисования на ряженке с детьми»;
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Нетрадиционная техника рисования „Эбру на ряженке“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Уголки ряженья
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- выставка рисунков детей, выполненные в данной технике;
- лотки для выполнения работы, ряженка, окрашенная ряженка, листы
бумаги, инструменты для рисования (кисти разного размера, деревянные
шпажки, гребешки, веерные кисти, трубочки.
План проведения мастер-класса :
1. Вступительная часть: объявление темы и цели мастер-класса.
2. Теоретическая часть: знакомство педагогов с нетрадиционной техникой рисования Эбру, пояснение основных этапов выполнение работы в технике рисования на ряженке.
3. Практическая часть: освоение приемов выполнения нетрадиционной технике рисования на ряженке.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер –класса :
1. Вступительная часть.
Уважаемые коллеги, я хотела бы познакомить вас с интересной техникой нетрадиционного рисования - это рисования Эбру на ряженке. Для начала, предлагаю узнать, откуда появилась эта техника рисования и как ее можно использовать в работе воспитателя.
2. Теоретическая часть.
В современной дошкольной педагогике большое внимание уделяется
творчеству детей. Рисование является одним из важных средств познания мира ребенком. Это очень доступный инструмент в деятельности педагога, особенно, если показать ребенку доступные средства, техники для воплощения замысла. Известно, что рисование красками, кистью, карандашами требует от ребенка определенных умений владения техникой рисования, приемов и навыков работы. При этом, интерес детей к творчеству стремительно падает, если ребенок не способен добиться задуманных результатов или выполненная работа не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к замыслу. Возможно ли помочь ребенку в таких случаях достичь хороших результатов, привлечь интерес ребенка, сформировать устойчивую мотивацию к рисованию?
Конечно, возможно, если педагог в своей деятельности использует нетрадиционные техники рисования. Большое разнообразие нетрадиционных техник рисования дает неиссякаемые возможности в творчестве для детей и педагогов. Именно эти техники позволяют создавать ситуацию успеха у детей, их уверенность в своих способностях, преодоление неуверенности, способствуют движению вперед в развитии эстетического восприятия.
Владея различными техниками нетрадиционного рисования, ребенок имеет свободу выбора в проявлении творчества, он способен выразить свои чувства и эмоции через рисунок, проявить фантазию, закрепить уверенность в своих способностях.
Одной из таких техник является Эбру. Завораживает не только название этой техники, но и сам процесс рисования. Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была очень популярна, она даже заинтересовала императора и его приближенных. Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде : в разных источниках называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли. Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Но не обычная вода, да и краски используются специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи для получения вязкой и густой и консистенции, поэтому цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму. По окончании работы, рисунок можно перенести на бумажный лист, а профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани, кожу. Эта интересная и необычная техника пришла и в дошкольные учреждения, результаты работы которой привлекают своей яркостью, самобытностью, необычным способом выполнения рисунка.
3. Практическая часть.
В процессе работы с техникой Эбру в нашей группе появился новый способ рисования. Мы пробовали использовать различные жидкости и краски для выполнения рисунков в данной технике. В итоге свой выбор остановили на использовании таких средств, такие как ряженка (варенец) и пищевые красители. Это оказалось не менее интересно, ярко и более доступно для нас. Я предлагаю попробовать технику Эбру на ряженке на практике. Для того чтобы воспользоваться нашим вариантом техники Эбру нужно следовать следующему алгоритму:
1. Наливаете ряженку (варенец) глубиной примерно в 1 см в лоток.
2. В отдельные небольшие тары, также наливаете ряженку и насыпаете пищевой краски (в зависимости какую яркость и цвет вы желаете получить, размешиваете.
3. Кистью или зубочисткой набираете краску и рисуете на ряженке, что пожелаете. Можно набирать краску соломинкой и выдувать рисунок на ряженке. Так же можно использовать гребни, веерные кисти.
4. Делаете оттиск на лист, картон, лоскуток. Можно увидеть в оттиске что-то необычное, интересное, таком образом можно дорисовать.
5. Дать рисунку высохнуть.
Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса! В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение этой техники в детском саду.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Заинтересовала ли вас эта техника рисования? Вы бы хотели ее использовать в дальнейшем с детьми? Что вы можете в целом сказать о применении данной техники в ДОУ?
Благодарю вас за внимание!
Подготовила воспитатель:
Лямкина Т. В.