юлия
Мастер-класс для педагогов на тему «Формирование словарного запаса у детей через использование пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему :
«Формирование словарного запаса у детей через использование пальчиковых игр»
Тема моей инновационной работы: «Формирование словарного запаса у детей через использование пальчиковые игры»
Пальчиковые игры – это интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых.
Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Формирование словарного запаса у детей через использование пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Цель работы: Формирование словарного запаса у детей через использование пальчиковых игр.
Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. В работе с детьми следует соблюдать некоторые правила:
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
5. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
6. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
7. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
8. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день.
9. Воспитателям следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит тонким голосом, медведь – басом и т. д.). Интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Так у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция.
В результате использования игр с пальчиковым театром решаются следующие задачи:
1. Внедрить в коррекционную работу с детьми эффективные педагогические технологии, обеспечивающие формирование словарного запаса через пальчиковые игры;
2. Обучить детей способам действия с персонажами пальчиковых игр;
3. Формировать компетентность родителей в вопросе обогащения словарного запаса у детей с ОВЗ в процессе использования пальчиковых игр.
4. Изготовить пальчиковый театр своими руками
Для повышения компетентности родителей ведё тся следующая работа: вязание пальчикового театра по сказке «Теремок», изготовление пальчикового театра по сказке «Три медведя» из киндеров.
В группе в процессе занятий, самостоятельной и совместной деятельности, дети узнают и называют представителей групп предметов: домашних и диких животных, деревьев, насекомых, овощей, фруктов, птиц, посуды, мебели, транспорта, одежды. Для повышения речевой активности детей мы решили рассмотреть части предметов. В процессе обыгрывания сказок и пальчиковых игр ко мне пришла идея использования пальчиковой игры для формирования словарного запаса детей.
Учитывая это, я решила разработать игру «Дружные пальчики» Это моя инновация.
Материал: пронумерованные картинки-образцы с изображениемчастей одного предмета, картинки –значки с изображением частей предметов, предметные карточки-отгадки, двухсторонний скотч.
Цель игры: обогащение словарного запаса детей, развитие мыслительных операций, мелкой моторики, внимания, речи, пространственного ориентирования.
Правила игры: Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку-образец, затем дети ищут картинки- кружочки и по порядку приклеивают их на пальцы начиная с мизинца при этом называют части предмета. Затем детям предлагают показать большой палец и спросить: «Что это?» Задача детей отгадать предмет по названию его частей, найти картинку отгадку и приклеить на большой палец.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а пальчиковые игры несут в себе положительную энергию, пробуждают у ребенка желание говорить, что является мощным стимулом для всестороннего развития его речи.