Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога»

Марина Александровна Савлюкова
Мастер-класс для педагогов «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе с детьми дошкольного возраста

Задачи:

• Познакомить педагогов с методикой работы по использованию МАК;

• Сформировать практические навыки работы с МАК

Здравствуйте, уважаемые коллеги! У нас с Вами уже была возможность познакомиться поближе с тем, что же такое Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК).

Позвольте напомнить и освежить знания.

Метафорические ассоциативные карты – это эффективный инструмент, помогающий заглянуть в наше подсознание. Это больше помогающий инструмент в работе психолога, относят больше к арт-терапевтическим методикам. Инструмент этот далеко не новый, появились первые карты 1975 году. Основоположником был профессор искусствоведения, Эли Раман. Так появились первые карты «О-карты» (ОН и ОНА). Использовали в основном в психиатрии на взрослых. Затем апробировали на все возраста. В современном мире их очень много так же, как и авторских методик работы с картами.

Метафорические ассоциативные карты представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.

Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё.

В прошлую встречу мы с Вами плодотворно поработали с колодой МАК «Роботы». Я рассказывала о вариантах применения карт в Вашей работе с детьми и родителями.

Но лишний раз поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог, владеющий психологическими знаниями, может видеть связь усвоения знаний и умственного развития воспитанников; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Также эти знания помогают педагогу в построении взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, с коллегами.

В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях:

Знакомство и изучение эмоций и настроения;

Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция;

Беседы о хороших и плохих поступках;

Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми;

С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе;

Обучение и развитие словесного творчества (через придумывание сказок);

Научить детей достигать цели;

Развивать воображение через рисунок (специальные техники).

Установить контакт с ребенком или взрослым на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.

А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы:

Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях;

Сможете понять сами и помочь родителям осознать причины неудач в воспитании детей;

Сможете совместно найти выход из сложившейся неблагоприятной ситуации;

Поможете родителям выработать дальнейшую стратегию поведения в воспитании ребенка.

Работа с метафорическими картами в основном строится с детьми старшего дошкольного возраста, когда ребенок может общаться, строит коммуникацию, вступает в диалог. Вопрос о том можно ли вести работу с детьми с ОВЗ (плохо говорящими, либо неговорящими). Можно, но включая обязательно дополнительные методы, приемы, технологии.

Разберем вопрос о работе педагога с МАК для младшего дошкольного возраста. Здесь МАК карты могут быть использованы для наглядности. Сам педагог выступает в роли рассказчика, повествователя о том, что происходит на картинке, что чувствуют герои, какие цвета использованы, какие эмоции присутствуют и т. д. Систематическое использование приводит к заинтересованности детей к красочным картам, активному слушанию, развитию воображения и памяти.

Для возраста начиная со среднего МАК можно использовать различные колоды детских вариантов такие как: «Роботы», «Я и все-все-все», «Семейка Гномс», «Котейка», «Монстрики чувств», «Таракашки в моей голове» и др.

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам представить, что Вы это дети.

ЗАДАНИЕ: нарисовать какой ты (ребенок) цветок! Раскрасить его. Закрасить карточку фоном (красный, желтый, синий, фиолетовый, черный, серый, зеленый, коричневый).

Наши МАК карты готовы. Придумаем название колоде?

И традиционно должна быть техника к колоде. Предлагаю, как вариант: поменяться картами и рассказать о полученной карте (Какой ОН (цветок? Как ему живется)

Далее педагоги предлагают свои варианты работы.

Очень хорошо поработают карты если на родительском собрании установочном или же в середине года Вы как педагоги представите родителям такую же методику: «Нарисуйте какой цветок Ваш ребенок». Попросить придумать ассоциацию. И увидите, как родители представляют своего ребенка. А в конце года, переходя в группу старше можно показать им карты и попросить найти своего ребенка.

На самом деле метафорическими картами можно запланировать большую работу, задействовать всех участников образовательного процесса. Как вариант разработать проект, написать свою авторскую статью.

Для каждой колоды существуют свои авторские техники, то есть игры и упражнения для занятий по картам и вопросы, которые должны помочь понять проблему и работать с ней. Но допустимо разрабатывать свои техники, задавать свои уточняющие вопросы (только если они не будут прямыми, миксовать с другими картами МАК, техниками и методами (например: арт-терапия, песочная терапия).

В заключении хочется поделится со своей новой колодой МАК «Семейка Гномс». Игры для эмоционального развития. 74 карточки, на которых изображены гномы, с различными «линейками» эмоций. На занятиях по развитию эмоционально – волевой сферы обязательно будем использовать!

В планах продолжать работу, приобрести еще не одну колоду карт как для воспитанников, так и для педагогов.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Консультация для педагогов «Как составить отчет педагога о проделанной работе в учебном году» Отчет ФИО, воспитателя о проделанной работе в 2020-2021 учебном году1. Общие данные: Пешехонова Марина Юрьевна, высшее педагогическое, 37.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога»
Опубликовано: 9 января 2025 в 12:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Савлюкова (УИ 449621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД