Киселева Н В
Мастер-класс для педагогов «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, предлагаю вам на несколько секунд вернуться в свое детство. Вспомните, с какой сказкой связано, быть может, ее читала вам ваша мама, или рассказывала бабушка.
А как вы считаете, любят ли современные дети сказки так же сильно, как любили их мы?
Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом даже больше, чем взрослые. Они увлечены современными гаджетами, и увидеть ребенка с книгой – это большая, но приятная редкость.
Как же возродить любовь к сказкам, и хотя бы заинтересовать ими?
Может быть, найти такой способ, который превратит для ребенка прочтение сказки в увлекательную игру?
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Карты Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Одна из технологий, которая может помочь развивать речевое творчество - это Карты Проппа. Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. При использовании карт Проппа, ребёнок выступает не просто в роли слушателя, а сам является создателем оригинальных литературных произведений.
Сказочных ситуаций или функций 28.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов.
1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.
Объясняем общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап. Проведение «подготовительных игр».
«Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
- «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
4этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты
Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую работу с «картами Проппа».
Рассмотрим процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка».
1. Карта –Жили – были.
Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
2. Карта - Герой покидает дом.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
3. Карта - Запрет.
“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
4. Карта - Нарушение запрета.
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни
5. Карта - Враг начинает действовать.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
6. Карта - Появляется Ложный Герой.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
7. Карта - Разоблачение Ложного Героя.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки ( получила ответ: «чтобы обнимать», уши (чтобы лучше слышать, глаза (чтобы лучше видеть…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
8. Карта - Появление друга - помощника.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
9. Карта -Враг оказывается поверженным.
Охотник вбежал в дом и убил волка
10. Карта - Счастливый конец.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
Карта - Мораль.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
5 этап - сочинение собственной сказки.
На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт!
Таким образом,
«Методика построения сказочных историй», на мой взгляд, является очень интересным и эффективным практическим приемом по развитию воображения и речевого творчества детей дошкольного возраста. Его можно использовать не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок и подготовки к самостоятельному литературному творчеству в более раннем возрасте. Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» представленного технологического приема по развитию речевого творчества позволяет развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. Способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулирует развитие воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности. И самое главное, что развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества