Абатова Радмилла
Мастер-класс для педагогов «Как научить дошкольников самомассажу»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению самомасса-жа в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с видами самомассажа для дошкольников;
- представить методику проведения самомассажа и его элементов ;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Как научить дошкольников самомассажу“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
-показать продуктивные способы работы с детьми с применением игрового самомассажа;
К сожалению, в последние годы мы видим тенденцию ухудшения здоровья детей. Причин тому великое множество, а мы поговорим о том, как создать условия для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Как известно, основы гармоничного развития закладываются в детстве, когда ре-бенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его ор-ганизма. Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наибо-лее интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще ста-ли применять нетрадиционные средства физического воспитания детей : упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и дру-гие.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлека-тельную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функцио-нально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка со-знательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздо-ровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по пока-зу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказоч-ную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.
Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипыва-ние,похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и пооче-рёдно.
Используются упражнения:
• катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, мячиками-«ёжиками», бельевыми прищепками
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на за-нятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам, от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатиче-ским узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхи-вания рук.
Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка воз-никал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, дела-ющих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Практическая часть
Самомассаж пальцев рук. «Гусь»
Где ладошка? Тут? Тут! Показывают правую ладошку.
На ладошке пруд? Пруд! Гладят левой ладонью правую.
Палец большой- Поочередно массируют
Это гусь молодой, каждый палец.
Указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал,
Безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, Машут кистями, двумя ладонями,
А оттуда в живот. прикасаются ко рту, потом к живо-ту
Вот! Вытягивают ладошки вперед.
«Ладошки» Вот у нас игра какая: хлоп, ладошка, Хлопки в ладоши
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой Шлепки по левой руке от плеча к кисти
Мы пошлепаем немножко.
А потом ладошкой левой Шлепки по правой руке
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом Легкое похлопывание по щекам
Даже щечки мы побьем.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой
По коленкам – шлеп, шлеп! Хлопки по коленям
По плечам теперь похлопай! Шлепки по плечам
По бокам себя пошлепай! Шлепки по бокам
Можем хлопнуть за спиной! Шлепки по спине
Хлопаем перед собой! Шлепки по груди
Справа – можем! Слева – можем! Поколачивание по груди справа, слева
И крест-накрест руки сложим!
И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бо-кам,
Вот какая красота! спине, ногам.
Самомассаж бельевыми прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Самомассаж ладоней мячиками- «ёжиками» или ладоней массаж-ными мячиками по методу Су – Джок терапии.
«Непростой шарик»
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту
Берём 2 массажных шарика и проводим ими по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами :
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!