Стрельникова Людмила
Мастер-класс для педагогов «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками»
«Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками.
Актуальность темы.
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей». Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом доступном языке для дошкольника – это игра.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать.
Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Малыш не просто копается в песке, он строит.
С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя.
Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника.
С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях.
А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей.
Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.
Цель: познакомить педагогов с элементами песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка через внедрение элементов песочной в практику работы ДОУ.
Повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных видов детской деятельности.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с разными видами песка и техниками работы, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста;
2. Познакомить с мотивационными техниками песочной терапии;
3. Способствовать развитию интереса игр с песком и введению их в практическую деятельность.
4. Повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность.
5. Развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений
6. Развитие творческого потенциала педагогов, их самостоятельности и инициативы
7. Формирование у педагогов потребности в профессиональном росте.
Предполагаемый результат:
Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
Личностное развитие ребёнка и развитие его индивидуальных особенностей;
Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
Формирование самосознания и адекватной самооценки;
Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
Лёгкая адаптация к ДОУ вновь поступающих детей;
Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательской-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
оборудование и материал: манная крупа, кинетический песок, влажные салфетки, подносы.
1. Организационный момент.
Ведущий: «Я прошу всех педагогов встать в круг. Прошу поднять левую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. Попрошу поднять правую руку тех, кто пришёл получить новые знания. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи и хорошего настроения!
Прошу всех занять свои места. Сегодня у нас мастер - класс по теме :
«Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками».
2. Основная часть
1. Мотивационные игры в песочной терапии.
Начнем мы с техники, с которой всегда начинается песочная терапия, называется «мотивационные техники». С них всегда человек заходит в песочницу и начинает свою работу с песком.
Почему важны мотивационные техники? :
1. Они вызывают доверие к песку.
2. Они вызывают интерес к песку.
А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая работа. Без мотивационных игр мы в песок не заходим.
Сейчас мы будем работать не с песком, а очень похожим по свойствам материалом, который экологически чистый, доступный и абсолютно безопасный в работе с детьми - это манка.
Важный момент, нет манкотерапии и нет пескотерапии, есть песочная терапия или терапия песком, и есть терапевтическая работа с манкой.
1 задание: из кучки манки сделайте максимально высокую горку.
Посмотрим у кого получилась самая высокая горка.
2 задание: есть 3 песочных дождя: низкий, средний и самый высокий, который больше всего любят дети. Попробуйте сделать, и отследите, какой вам больше понравился.
Вы понимаете, что мы сейчас исследуем возможности песка?
3 задание: Из кучки от дождя создайте сейчас блинчик, размером с ваш мизинчик, круглый, ровный блинчик. Представьте что перед вами тарелка.
И нам нужно её расписать, красиво разными узорами.
А расписывать мы её будем одновременно 2-мя пальчиками мизинчиками и желательно одновременно. Посмотрим, какие у вас узоры получаться. Сложно? Сейчас работают у вас сразу 2 полушария головного мозга.
Вы чувствуете, как меняется ваше отношение к манке, и песку.
Вы уже взрослые, но работаете с детьми и погружаетесь в детство. Происходит мотивация доверия к песку.
4 задание: А сейчас из своей тарелке, сделайте квадрат.
В реальной жизни кто может сделать квадрат из круга, а в песке это можно сделать.
И в своем квадратике используя только отпечатки пальчиков, нарисуйте образ животного. Потом спросите у соседа, что за животное у вас нарисовано, желательно чтобы он ответил. Попробуйте сделать его узнаваемым и правдоподобным.
5 задание: сейчас попробуем поиграть в паре. «Действие по образцу».
Один будет ведущий, другой ведомый. Ведущий выполняет разные манипуляции с песком, ведомый старается точно повторить за ним. Это проверка на обучаемость, затем поменяемся.
6 задание: «Обратные действия». А сейчас попробуем сделать на оборот. Задача выполнять противоположные действия. Это возможность здоровой конкуренции. Наблюдайте за партнером, постарайтесь, чтобы партнёр не смог за вами повторить.
2. Техника «Полушарное рисование песком».
Здесь мы уже будем решать не мотивационные задачи, а больше развивающие упражнения. Много сейчас говорят о балансе правого и левого полушария головного мозга.
Вы набираете манку 2-мя руками, таким образом, чтобы она сыпалась из кулачка.
1 задание: нарисуйте одновременно 2 одинаковых круга. Давайте попробуем, редко у кого получается четко одинаково нарисовать их. А сейчас одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат. Сложно?
2 задание: одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат.
3. Техника «Пальчиковые походы»
Используется как мотивационная, а также для развития мелкой моторики.
Выполняются следующие задачи:
1. Исследовательская деятельность;
2. Интерес к песку;
3. Мелкая моторика;
4. Стратегическое мышление.
Можно использовать кисточки, можно сачок, чем интересней будет работа, тем большего положительного результата вы добьетесь.
Работа с манкой уникальна, она всегда работает на положительное развитие самооценки. Даже если вы не умеете рисовать, у вас получаются удивительные рисунки на манке, а главное здесь не может быть ошибок, и с легкость можно их исправить.
Манка очень похожа на песок, а работая с песком, мы сразу вспоминаем, пляж, море, отдых. Здесь происходит релаксационная идея, перезагрузка мозга. В терапии это называют «обнуление», когда мы сбрасываем ненужный груз, а всё, что нужно остаётся для дальнейшей работы.
Некоторые свойства и особенности песка :
• Песок – природный материал, он наполняет энергией и даёт ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.
• Песок – очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.
• Песок – демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.
• Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того трансформирует агрессию в положительные заряды.
• Песок – люди с давних времён использовали его для строительства и своих нужд.
4. Кинетический песок
Работа с кинетическим песком.
Плассотерапия – методика терапии пластическим искусством в рамках «песочной терапии»
Появление в 2013 году в Швеции нового пластического материала – «подвижного» («живого») песка, состоящего из кварцевого песка (98 %) и современных полимерных материалов (2 %, обладающего бактериостатическими и гипаллергенными свойствами, определило появление новой авторской методики – «плассотерапии», где основным инструментом терапевтического взаимодействия стал этот уникальный по своим свойствам материал.
Плассотерапия (от греч. – леплю, — лечение, оздоровление) – психокоррекционная практика с использованием нового пластического материала, так называемого, «подвижного» песка (kineticsand, Швеция, 2013).
Безопасность кинетического песка позволяет его использовать с детьми от 3х лет.
Упражнения с кинетическим песком
1. Упражнение на уравновешивание
2. Нахождение геометрических фигур
3. Заполнение геометрических фигур
4. Поймай рыбку
5. Упражнение с отпечатками
6. Работа с ножом
7. Несокрушимая башня
8. Раскопки животных
9. Отпечатки рук
10. Рисунок на песке
11. Лунки на песке
12. Макароны
13. Упражнение с шариками
14. Завершение работы делением пирога на сектора.
Как сделать кинетический песок.
Кинетический песок — хит продаж в детских магазинах.
Эта игрушка может привести в восторг детей любого возраста.
Кинетический песок на первый взгляд выглядит как обычный, но это ошибочное мнение. Он мягкий, пушистый и просто течет сквозь пальцы, при этом руки ребёнка остаются сухие и чистые. Если кинетический песок попадает на пол – его легко собрать. Как видите — достоинств множество.
Но его единственный, пожалуй, недостаток – цена.
Поэтому можно попробовать приготовить аналог кинетического песка своими руками.
Ингредиенты: • 2 стакана крахмала • 3 стакана чистого песка. Подойдет песок, купленный в зоомагазине для кроликов, шиншилл, т. к. он мелкий, светлый и чистый.
• 1 стакан воды
• Пластиковый контейнер с крышкой
• Песочница или тазик
Рецепт: Всю ёмкость высыпаем чистый песок. Добавляем крахмал.
Прежде, чем добавить крахмал к песку – предложите ребёнку пощупать его, что бы он получил новые ощущения.
При помощи ложки или ручками перемешиваем крахмал и песок.
Можно доверить это ребёнку. К песочно-крахмальной смеси добавляем воду, все вновь перемешиваем. Всё, кинетический песок готов, можно приступать к лепке. Песочек руки пачкает умеренно и не пачкает всё вокруг. Куличики держат форму. Если малыш совсем кроха и всё тянет в рот, то песок можно заменить на коричневый сахар.
Игры с таким песком развивают мелкую моторику, творчество и воображение.
3. Итоговая часть.
Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и нам, взрослым. Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками будет очень полезными, которые развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление. Интерес и творчество детей любого дошкольного возраста.
В наше время любой человек испытывает нагрузки, стресс, переживание и даже дома, если у вас есть дети, вы можете в свободное от работы время поиграть с ними в песочные игры. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять. Спасибо за внимание.
Правила для детей от песочной Феи.
1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой.
Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Когда ты играешь песком, проявляй свою фантазию. Потому что из песка можно строить что угодно.
5. Если песок смочить водой, то можно из него построить различные фигуры и замки.
6. Если ты играешь с песком на столе, подстели клеёнку и не рассыпай песок. Песок должен быть в специальном контейнере.
7. После работы прибери рабочее место.
Игры и упражнения с песком.
«Учимся считать».
Цель: обучить ребёнка порядковому счету.
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребёнку нужно найти её по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем количество кучек.
«Отгадай загадку».
Цель: развитие мелкой моторики и мышления. Для игры вам понадобится песочница с песком и маленькие игрушечки.
Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.
«Веселая ферма»
Цель: развитие внимания, памяти, умения определять и классифицировать.
Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.
Игра «Найди отличие»
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке.
Упражнение "Песочный дождик"
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Воспитатель: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Инструкция: ребёнок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребёнок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками
друг с другом - "жучки здороваются").
Разговор с руками
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.