Ольга Рагозина
Мастер-класс для педагогов «Игры с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Проведение мастер-класса :
1. Знакомство с цветными счетными палочками Кюизенера :
– немного истории;
– цель использования цветных счетных палочек.
2. Практические игры и упражнения с палочками :
– количественный и порядковый счет – строим паровозик;
– конструирование – строим дачный домик;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игры с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2020
– социализация – строим дерево, собачку;
– коммуникация – дачный поселок;
– состав числа – коврик.
Оборудование: палочки Кюизенера, картон зеленого цвета, подносы – по количеству присутствующих.
Описание мастер-класса.
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др.
Набор способствует развитию детского творчества, фентазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ним, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: наименьшая палочка в наборе – белый кубик длиной 1 см, все розовые палочки 2 см, голубые – 3 см, желтые – 5 см. существуют и условные классы:
– палочки 2, 4, 8 (розовая, красная, бордовая) – красная семья, кратная 2;
– палочки 3, 6, 9 (голубая, фиолетовая, синяя) – синяя семья, кратная 3;
– палочки 5, 10 (желтая и оранжевая) – желтая семья, кратная 5;
– палочка 7 – черного цвета;
– палочка 1 – белого цвета и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер) и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
Программные задачи:
Раздел: Количество и счет. Классификация предметов по разным признакам (по цвету и величине). Установление равенства и неравенства между группами предметов (путем наложения и приложения). Знакомство детей с числом. Состав числа их двух меньших и из единиц. Различать количественный и порядковый счет. Деление целого на части.
Раздел: Величина. Сравнение предметов по длине и высоте. Измерение с помощью условной меры.
Раздел: Ориентировка в пространстве. За, между, пред.
Раздел: Ориентировка во времени. Что сначала, что потом.
Важно. Сначала проводится работа на наглядном материале. Работа только за столом. Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и т. д.). Не даем образец!
Примеры игр с цветными счетными палочками Кюизенера.
Игра «Цветные коврики».
Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры.
Дети берут одну какую-либо палочку (например, желтую) и составляют ее из нескольких других, в сумме равных по длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описываю коврик:
- цветом: «Желтый – это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый»;
- числами «Пять – это 1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, и 1, 1, 1, 1»;
- цифрами (дети выкладывают карточки с цифрами) : 1 и 4, 4, и 1, 2 и 3, 3и и 2, и 1, 1, 1 1. Можно использовать знаки +, –, =.
Необходимо подвести детей к пониманию того что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 – четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.
Игра «Назови число – найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход игры.
Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает ( например: белая – 1, розовая – 2, голубая – 3, красная – 4 и т. д.). вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Игра «Найди пару».
Варианты:
- К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке;
- К цветной карточке подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).
Подбор пар выполняется сначала по порядку, а потом в разбивку.
Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображена соответствующая цифра или числовая фигура (или то т другое вместе).