Алена Большухина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в большом цветном мире. Нас окружает огромное количество
цветов и их сочетаний. Однако, как правило, в повседневной практике
используется не более 12 цветов. А наши дети знают и того меньше: в их
цветных рисунках вы можете насчитать от силы шесть красок. Но вот другой
пример: художественное воспитание в Японии направлено, прежде всего, на
развитие эстетического восприятия, основанного на формирование
чувственных восприятий. Практические занятия, называемые «уроками
созерцания» служили базой для последующего творческого становления
детей. На этих уроках они учились вслушиваться и всматриваться в среду,
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Зима. Поделки, рисование
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
которая их окружала, чтобы получить как можно больше эстетических
впечатлений, на основе которых создавались художественно-выразительные
образы. Эта система обучения уникальна тем, что ребёнок учится не только
познавать мир, но и себя в этом мире, он становится гармоничным с этим
миром, растворяясь в нём и оставаясь при этом личностью Дети Японии к
семилетнему возрасту способны различать до 150 цветов и при этом
каждому давать название! Конечно, и наши дети способны различать не
меньшее количество цветов, только в русском языке нет особых
обозначений цветовых нюансов. Зато наш язык дает множество способов
назвать цвет, используя понятия ’темно. ’, ’светло. ’, ’ярко. ’,
’интенсивно. ’, ’насыщенно. ’ и их противоположности: ’бледно. ’,
’слабо. ’ и т. д. А сколько цветов получится, если сочетать их друг с
другом! ’Сине-голубой’, ’желто-розовый’ и т. п. Или даже прибавляя
совсем ’не цветные’ слова: ’небесно-голубой’, ’песочно-желтый’, ’утренней
зари’, ’вечернего заката’! Неправда ли, у наших детей не так уж мало
шансов перегнать маленьких японцев? Что для этого нужно? Просто
рассказать им о том, как это сделать.
«В лесу родилась ёлочка»
Конспект по художественно-эстетическому развитию, для детей младшего
дошкольного возраста
Предварительно с детьми накануне занятия приклеить белый треугольник на
лист цветной бумаги при помощи клея-карандаша, можно заранее
тонировать акварельную бумагу для создания тона рисунка.
- Вспомним, какими мы увидели елочки на прогулке?
- Зеленые, красивые, припорошенные снегом. Давайте постараемся это
изобразить на наших рисунках.
Набираем большой кистью зеленую краску и примакиваем кисть в нижней
части листа в линию 5-6 раз, обмакнули в краску еще раз и примакнули кисть
на ряд повыше 4-5 раз, и так повторяем несколько раз вверх, уменьшая
количество примакиваний, пока не получится верхушка.
Промоем кисти от зелёной краски, просушим об салфетку и наберем белой
краски и создадим таким же способом сугробы. В конце приклеиваем
зайчика на сугроб.
«Зимний пейзаж»
Конспект по художественно-эстетическому развитию, для детей среднего
дошкольного возраста
Прежде, чем рисовать пейзаж, провести занятие, где показать, как рисуются
деревья.
СКАЗКА О ПЕРВОМ ДЕРЕВЕ
Было это так давно, что ни бабушка, ни её мама ещё не родились на свет.
Мир тогда только появился, и всё в нём - и небо, и солнце, и птицы, и звери,
и даже маленькие жучки. И в этот мир залетело семечко. Маленькое, еле
заметное. Семечко упало на землю, проросло и превратилось в зелёный
росточек. Росток рос и рос, протягивал свои веточки – ручки к небу, тянулся к
солнышку и превратился в высоченное могучее Дерево. Корни его ушли
глубоко в землю и ухватились так крепко, что даже ураганному ветру не под
силу было сдвинуть Дерево с места. Обратить внимание на направление
веток и разную длину
Какие названия деревьев вы знаете? Рассказать о строении дерева, о
названии частей
Что общего в деревьях? Где растут деревья?
Некоторые считают, что дерево похоже на человека, согласны ли вы с этим?
Конечно, дерево не бегает, не говорит, не ест, но есть одна важная
особенность, которая роднит человека с деревом, оно тоже ЖИВОЕ.
Чувствует тепло и холод, страх и любовь. В старину люди считали, что внутри
дерева есть душа. Поэтому прежде, чем срубить дерево или собрать его
плоды, люди просили у деревьев разрешения на это, считая, что им также
больно, как и человеку.
Показать два рисунка: человек и дерево. На что похож ствол?
(туловище).Корни дерева – ступни. Ветви – руки. А вершину дерева называют
макушкой. У человека тоже есть макушка. Найдите, потрогайте, вот она
какая, ближе всего к небу
Возле дерева выросла ёлочка. Чем отличается ёлочка от дерева? (зимой
стоит зелёная)
Ель тоже дерево, такое же строение, похожа на пирамидку, только ветви -
лапы направлены вниз, и вместо листьев – иголки. Веточки разной длины.
Иголки выполняем примакиванием
А сейчас мы с вами нарисуем зимние деревья. Вы согласны?
У нас есть листочки и краски
Педагог - Но где же будут находиться наши деревья? Нет ни неба, ни земли.
Педагог - Нарисуем горизонтальную линию, облака и сугробы, хорошенько
растушуем влажными салфетками. Осталось только добавить деревья.
Ребята вспомним, как рисуют деревья: Набираем на кисточку коричневый
цвет, ставим ее у основания и побежим вверх, возвращаемся обратно, и так
продолжаем, пока у нас не получится дерево с ветками.
Для рисования елки используем плоскую кисточку. Также набираем на нее
зеленый цвет и с помощью тычков рисуем треугольную елочку. Осталось
только добавить немного снега на веточки деревьев.
Педагог - А теперь, ребята, попробуйте сами добавить деревья на рисунке
(напомнить, что ближе к горизонту деревья меньше, чем на переднем плане.
В конце работы дети приклеивают бумажных зайчиков среди деревьев.
А сейчас мы соберём все рисунки, положим их рядом, получится красивый,
сказочный лес. Мы его сфотографируем и отдадим фотографию зайке
«Волшебный пейзаж»
Конспект по художественно-эстетическому развитию, для детей старшего
дошкольного возраста
На белом листе проводим линию горизонта. На верхнюю половину наносим
3 цвета: голубой, белый и розовый Влажной салфеткой растушёвываем
краску- это небо, то же самое – на нижней половине листа. По линии
горизонта жёсткой кистью рисуем деревья (смешиваем голубой и зелёный
цвета) На переднем плане рисуем крупные деревья и ели. Затем обозначаем
сугробы и тени на них. Рисуем солнышко белым цветом. Приклеиваем
зайчика и лисичку.
А снежинки мы нарисуем ватной палочкой, тогда они получатся маленькими
и легкими. Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные
палочки, опустим их в баночку с белой краской и нанесём точки. Можно снег
нарисовать разбрызгиванием (зубная щётка или жёсткая кисть)
Мы работаем методом тычкования. (Самостоятельная работа детей)
Молодцы, ребята, вот какой у нас получился зимний пейзаж.
А в лесу есть его лесные жители. У нас тут гости - зайцы, лисы.
Давайте поместим животных в наш сказочный зимний лес. Ведь без
животных в лесу скучно, пусто.
По окончании работы дети все рисунки складывают на один стол, создавая
один общий пейзаж.
«Зима - Чародейка»
Конспект по художественно-эстетическому развитию, для детей
подготовительного дошкольного возраста
На первом занятии мы пишем фон. Для начала проводим линию горизонта,
затем наносим 3 цвета на верхнюю часть листа и растушёвываем влажной
салфеткой, это-небо, тоже самое на нижней части листа. Рисуем солнце
белого цвета. На линии горизонта обозначаем лес (цвет-зелёно-голубой) От
горизонта, из одной точки вниз рисуем тропинку, по которой пойдёт
Зимушка-зима. На следующем занятии вписываем в пейзаж фигуру Зимушки-
зимы.
- При рисовании Зимы, какие цвета будем использовать? Обобщает ответы
детей: использовать светло-голубой, светло-сиреневый, светло-розовый и
т. д. цвета, а также их оттенки. Предлагает поэкспериментировать в
получении оттенков «зимних» цветов.
Портреты по воображению – это портреты образов девушек времени года.
На занятиях дети рисуют знакомые образы осени, зимы, весны и лета в виде
портретов девушек, а не пейзажей, как они привыкли. Дети представляют,
как может выглядеть каждая девушка, какая у нее одежда, какой характер,
какие черты лица. Каждый ребенок представляет свой образ. Так же в цикл
входит занятие «Весело и грустно», где дети изучают эмоции человека. На
занятии ребята изучают – как изменяется положение и разрез глаз, рта,
положение бровей, когда человек улыбается, грустит, злится, плачет. В
данном занятии портретное сходство не важно, главное правильно наметить
пропорции лица человека, и правильно изобразить эмоции на лице
человека.
На доске таблица «Рисование портрета человека».
Педагог рассказывает и показывает, как рисовать портрет человека:
1. Овал лица.
2. Линия роста волос (рисование волос).
3. Линия и форма глаз (в центре головы).
4. Бровь, переходящая в линию носа.
5. Губы.
- На предыдущем занятии мы рассматривали иллюстрации открыток и
картин с изображением женских образов. Обращали внимание на элементы
костюмов, головные уборы. Сделали заготовки работ с изображением
зимушки-зимы.
Сегодня мы будем превращать придуманный образ в реальное
изображение. Посмотрите внимательно на материалы, из которых вам
предстоит создать образ Волшебницы-зимы, и приступайте к работе.
Проявите свой талант, знания и умения. Покажите нам свой подход к
решению этой работы и свою фантазию. Портреты Волшебницы зимы
должны получиться необыкновенно красивыми.
Допускается наклеить силуэт Зимушки-зимы из двух геометрических фигур
(треугольник и круг) и красиво разрисовать. После этого сделать набрызгом
снег (зубной щёткой или жёсткой кистью)
Дети приступают к рисованию. Занятие проводится в два этапа. На первом
занятии пишем пейзаж по замыслу. На втором – вписываем образ Зимы
(портрет, на выходе – один из жанров живописи - стаффаж). Напомнить
детям, какие будем использовать цвета (холодные). В конце занятия -
выставка работ.
В каждом занятии используются разные таблицы по «Цветоведению». В
рисовании Зимы и Весны используются таблицы «Теплые и холодные цвета +
белый», проходит изучение приглушенных, разбеленых цветов. При
рисовании Лета и Осени используется таблица «Основные и составные
цвета». Дети обобщают свои знания на тему цветоведение.
Методика проведения занятий.
Каждое занятие начинается с рассматривания и описывания картин
известных художников с изображением пейзажей в разные времена года. И
заканчивается выставкой, которой мы украшаем стены детского сада, чтобы
гости, и другие дети могли полюбоваться ими.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка –
радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и
поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности
изобразительной деятельности. А главное то, что рисование играет важную
роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не
только конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование
уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность
деятельности. Чтобы занятия приносили детям только положительные
эмоции.