Ольга Зотеева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речевые игры с Лего»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с приемами проведения речевых игр с использованием конструктора ЛЕГО.
Задачи:
1. Ознакомление педагогов с приемами проведения развития речи детей посредством конструктора ЛЕГО.
2. Формирование практических навыков игры в конструктор ЛЕГО вместе с ребенком.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию лего-конструирования для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: наборы конструктора ЛЕГО, ЛЕГО-человечки, звуковые схемы, предметные картинки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Речевые игры с Лего“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Ход мастер-класса
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на своём мастер-классе «Речевые игры с ЛЕГО». Прежде чем поделиться опытом работы по применению конструктора ЛЕГО в своей работе над развитием речевой системы детей старшего дошкольного возраста, я хочу рассказать о том, как применение этого конструктора в работе позволяет развивать речевую функцию детей в разных направлениях.
Основными видами деятельности в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности. В настоящее время большое внимание уделяется разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей дошкольного возраста как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму в школе является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная педагогика постоянно совершенствует методы и обучающие средства, повышающие эффективность образования и обучения. В этом смысле технологии ЛЕГО очень хорошо подходят для развития речевой функции. Лего-конструктор позволяет осуществлять системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка, так как позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Конструктор ЛЕГО - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не затухает много десятилетий - с момента его появления в Дании в 1949 году. Ученые пришли к выводу, что ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишен образных игр, в последствие проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира, а использование ЛЕГО сводит вероятность подобных проблем к нулю.
Преимущества конструктора ЛЕГО перед другими инновационными конструктивно-игровыми приемами, используемыми для развития речи
• Конструктор безопасен, нет риска порезаться;
• После игры поделки можно хранить как в собранном, так и разобранном виде;
• Получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков. Это позволяет ощутить состояние успеха;
• Нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
• Не вызывает у ребенка негативного отношения, и вся работа педагога с ребенком воспринимается как игра.
• Яркость и красочность материала привлекает детей, не вызывает усталости и негативизма, делает коррекционную работу интересной, увлекательной, а самое главное - эффективной.
Использование конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики, стимулирует различные отделы коры полушарий головного мозга, тем самым активизируя речевой центр, а также способствует развитию психических процессов – внимания, восприятия, памяти и мышления, которые составляют психологическую базу развития речи.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом своей работы по развитию речи у детей посредством конструктора ЛЕГО. Лего-технологию для развития речи детей я применяю с 2017 года. В то время я работала в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, и когда я начала учить детей звуковому анализу и проводить занятия по подготовке к обучению грамоте, то заметила, что обычные, традиционные приемы по обучению в этом направлении не всегда понятны и интересны детям с речевыми нарушениями. И мне попалась книга Елены Витальевны Мазановой «Речевые игры с ЛЕГО», в которой автор представляет нетрадиционный подход к применению конструктора в деятельности детей, направленный на их речевое развитие. Я изучила, а затем адаптировала и внедрила некоторые приемы работы для детей своей группы. В дальнейшем разработала детский проект «Речевые игры с ЛЕГО», который реализовала уже в условиях логопедического пункта с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Но данная технология может быть адаптирована для детей без речевых нарушений, в рамках подготовки к обучению грамоте, развития речи, словаря и грамматического строя.
И начнем мы с вами с игр, которые развивают те функции, которые являются предпосылкой или базой для развития непосредственно речевой деятельности ребенка.
1) Игра направленная на развитие мелкой моторики (пальцевого праксиса)
Общепризнанный факт, что от степени развития тонкой (или иначе мелкой) моторики в целом зависит развитие ребенка. Почему так? Головной мозг учеными условно поделен на зоны, и именно зона мелкой моторики очень близко граничит с речевой зоной. Это означает, что без задействования первого, не будет хорошо работать и второе, и наоборот.
"Чудесный мешочек".
В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку необходимо посчитать сколько шипов на кирпичике.
2) Игра направленная на развитие пространственных представлений.
- Одним из критериев психоречевой готовности ребенка к обучению в школе является сформированность у него пространственных представлений. Для успешной учебы в школе ребенок должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями сверху, снизу, близко, далеко, право, лево. Если у ребенка будет сформировано пространственное представление, то проблем с усвоением предлогов у него не должно быть.
"Собери модель".
Собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".
Конструктор ЛЕГО универсален. Его можно применять в познавательном, художественно-эстетическом, физическом и других направлениях развития. Когда психологическая база речи сформирована, формирование речевой функции идет намного быстрее. Я применяю ЛЕГО в работе над всеми сторонами развития речи ребенка – фонетической, лексико-грамматической, связной речи. Особенно эффективно применение упражнений с использованием ЛЕГО-элементов при проведении занятий по развитию звукового анализа и подготовке к обучению грамоте.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).
Звуковая схема слова – это последовательность кружков, квадратов или других символов, выраженных в том порядке, что и звуки в слове.
Для звукового анализа традиционно используются специальные символы, можно также рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет. Я предлагаю использовать в речевых играх по развитию звукового анализа и синтеза в качестве игрового оборудования детали конструктора ЛЕГО.
Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией и детям с интеллектуальной недостаточностью или с ЗПР тем более. В наборах ЛЕГО есть человечки в разноцветных рубашках. Человечки в красных рубашках могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих рубашках. Мягкие согласные – человечки в зеленых. Педагог объясняет ребенку: «Смотри, он в синей рубашке, потому что он – согласный и твердый».
Можно подобрать человечкам имена. Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т», а в красных – А или У и т. п.
Например. Звук «А» пришел в гости к своему другу звуку «П». Они встали рядом, и получился слог «АП».
Ребенку задаются вопросы:
Педагог: «Сколько всего звуков дружат?»
Ребенок: «Два».
Педагог: «Назови 1-й звук».
Ребенок: «А».
Педагог: «Назови 2-й звук».
Ребенок: «П».
Очень важно на самых первых этапах по звуковому анализу, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», использовать человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках ЛЕГО (показ). Когда ребенок видит перед собой ЛЕГО-человечков, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т. е. совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. В дальнейшем, по мере усвоения материала, можно заменить человечков кирпичиками соответствующего цвета (либо сразу приступать к обучению звуковому анализу с кирпичиков, если нет необходимого количества человечков и группа детей многочисленная).
3) Игры, направленные на развитие звукового анализа.
«Собери дорожку».
Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки, дифференциация звуков по мягкости и твердости.
Педагог предлагает послушать звуки и выложить дорожку из Лего-фишек. Например: А,У,Т,Пь,И,О,Ж,Б,Ы. Для детей подготовительной группы предлагаются также мягкие пары согласных звуков.
«Где живет звук»
Цель: закрепление знаний о расположении звука в слове.
Педагог предлагает послушать слова и определить место звука в слове, расположив
Лего-человечка на платформе (начало, середина, конец).
«Составь схему и подбери к ней картинку»
Цель: развитие умений простых форм звукового анализа.
Педагог предлагает составить из Лего-фишек или из Лего-человечков схему СГС, СГСГ, ССГС затем подобрать к этой схеме соответствующую картинку.
«Составь схему по картинке»
Перед вами предметная картинка, соберите модель слова из ЛЕГО-человечков.
«Построй башню»
Цель: развитие фонематического слуха и определения последнего звука в слове.
Перед вами детали ЛЕГО с картинками. Ваша цель построить башню из деталей ЛЕГО-картинок, определяя последний звук в слове. Первый кирпичик в башне с картинкой, помеченной звездочкой.
По аналогии можно использовать ЛЕГО при составлении схемы предложения (задание составить предложение) Очень нравится детям составлять из ЛЕГО букву. Известно, что для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический, с данной задачей справляется лего-конструктор.
- Предлагаю вам выложить любую букву на плато или сконструировать.
ЛЕГО можно использовать и для расширения словаря, совершенствования грамматического строя речи и развития связной речи.
Игра «Ассоциации».
Цель: расширение словаря, развитие ассоциативного и логического мышления, развитие связной речи.
На кирпичиках ЛЕГО наклеены картинки по определенной лексической теме. Детям предлагается собрать пару, объяснить, почему эти предметы подходят друг к другу и составить предложения по подобранным картинкам.
Игра «Великаны и гномики»
Цель: развитие умений словообразования существительных.
Перед вами 2 лего-человечка, один большой-великан, другой маленький-гномик.
Распределите предметы, изображенные на картинках (стол, столик, шкаф, шкафчик, зеркало, зеркальце, брюки, брючки и т. д.)
Игра «Огромный, средний, маленький»
Каждому ребенку раздаются плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.
Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).
Игра «Он-она-оно»
Цель: закрепление навыка согласования местоимений с существительными.
Оборудование: 2 лего-фигурки – девочка, мальчик и квадрат (платформа). Карточки с изображением предметов разного рода.
Предлагаю назвать карточки с предметами, о которых можно сказать ОНА МОЯ, ОН МОЙ, ОНО МОЁ.
Рефлексия «Светофо
р».[/i]
В заключение мастер-класса предлагаю построить пирамиду эмоций, используя кирпичики Лего.
Зеленый цвет означает, что данный мастер-класс вам понравился и вы будете использовать Лего в своей практике; желтый – мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, красный цвет - к сожалению, сегодня вы не узнали ничего нового.
Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.