Татьяна Петрухина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментируем, играя!»
1слайд.
Мастер-класс «Игра. Общение. Движение».
«Экспериментируем играя»
Добрый день, уважаемые коллеги!
2 слайд
Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы по экспериментальной деятельности. Моя педагогическая работа по этому направлению осуществляется на протяжении 5 лет.
Целью мастера-класса является представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Экспериментируем, играя!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
С задачами, которые я поставила в ходе своего выступления, вы можете ознакомиться на экране:
1. Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
2. Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
3. Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
___
3 слайд
Свое выступление мне хочется начать словами
академика Тимирязева А. К.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод наравне с игровой деятельностью является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира.
Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опыты усложняются - нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.
___
4 слайд
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
-В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование?
(игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т. д.).
___
5 слайд
Делаем вывод:
Во всех видах детской деятельности можно применять экспериментирование, тем самым, способствуя:
- развитию потребности в удовлетворении детской любознательности,
- умению рассуждать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
- развитию творческих способностей,
- формированию целостной картины мира.
___
6 слайд
Вопрос: Какие методы и приемы поисково – познавательной деятельности используете в своей работе?
• Образовательные ситуации.
• Наблюдения
• Опыты, эксперименты. Экспериментирование на прогулке.
• Дидактические игры.
• Труд в природе и в уголке природы.
• Чтение познавательной художественной литературы. Беседы.
• Просмотр презентаций, мультфильмов.
___
7 слайд
Делаем вывод:
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Задача взрослых – поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создать необходимые для этого условия.
___
8 слайд
А сейчас, давайте уточним последовательность проведения эксперимента.
Задание:
выстроить последовательность детского экспериментирования.
Расположите действия в правильном порядке.
• Выдвижение гипотезы,
• проверка предположения,
• Целеполагание,
• Проблемная ситуация,
• Формулировка вывода,
• Новая гипотеза.
Правильный ответ:
1. Проблемная ситуация.
2. Целеполагание.
3. Выдвижение гипотез.
4. Проверка предположения.
5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.
6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.
Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения.
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду. Сегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.
___
9 слайд
В группах оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов исследовательской деятельности.
Перечень оборудования и материалов в уголке наблюдения.
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;
– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) Разного объема и формы;
– природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
– бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
– технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, Детали конструктора и т. д. ;
– коллекция видов бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ; коллекция различных семян, круп.
– красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
– медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.
– прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– достаточность;
– доступность расположения.
Я уделяю большое внимание формированию навыков экспериментирования у детей, начиная со второй младшей группы. Для этого организую игры- экспериментирования с разными материалами, провожу различные опыты.
___
10 слайд
Опыты с воздухом.
Опыт «Знакомство со свойствами воздуха»
Опыт «Сухой из воды»
Опыт «Сколько весит воздух?»
Опыт «Воздух всегда в движении»
Опыт «Движение воздуха»
Опыт «Свойства воздуха. Прозрачность».
Опыт «Воздух есть внутри пустых предметов».
Опыт «Способ обнаружения воздуха, воздух невидим»
Опыт «Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем».
Опыт «Объем воздуха зависит от температуры».
___
11 слайд
Опыты с водой.
Опыт «Таяние льда».
Опыт «Испарение воды».
Опыт «Превращение пара в воду».
Опыт «Разная вода»
Опыт «Выявление механизма образования инея».
Опыт «Свойства воды».
12 слайд
Опыты с песком.
Опыт. «Песчаный конус».
Опыт. «Из чего состоит песок и глина».
Опыт. «Проходит вода через песок и глину».
Опыт. «Песок может двигаться».
___
13 слайд
Опыт с магнитом.
Опыт «Притягивает – не притягивает»
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Опыт «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Опыт «Когда магнит вреден»
___
14 - 15 слайд
Каждую весну организуем огород на подоконнике, где выращиваем зеленый лук, рассаду, которую высаживаем в клумбы на участке.
Дети с удовольствием сажают, поливают, ухаживают за всходами; а затем и на участке.
___
16 слайд
В течение этого года мы наблюдали за березой, как меняется она каждый месяц и по сезонам. Дети полюбили это дерево, они так и называют его наша березка. Здесь не только развивается наблюдательность, дети не только учатся устанавливать элементарные причинно-следственные связи, но и прививается любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
___
17 слайд
С увлечением дети собирали осенью гербарий, наблюдали за деревьями, запоминали их названия.
Дети всю зиму кормили птиц, наблюдали за их повадками, запоминали названия.
Наблюдаем и за неживой природой: за ветром, высотой солнца в разные сезоны, за сезонными изменениями погоды.
Все результаты опытов заносятся в дневник наблюдений.
Хочу представить вам фрагменты экспериментов на занятиях с детьми.
С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
Мы с детьми экспериментируем играя. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
___
18 слайд
Я приглашаю вас в мою школу волшебства, где вы сами станете немного волшебниками,
Хотите? Тогда закроем глаза и скажем такие слова:
Чики-чики-чикалочка
Игра-превращалочка!
Вокруг себя повернись
И в ученика волшебника превратись!
(Звучит музыка «…», воспитатели переодеваются в волшебников – надевают волшебные колпачки)
Итак, у каждого волшебника есть волшебная книга. Вот и у меня тоже есть эта волшебная книга.
___
19 слайд
Урок волшебства №1.
«Волшебный стакан»
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.
Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.
___
20 слайд
Урок волшебства №2
«Волшебный апельсин»
Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (Да.) Почему? (Он тяжелый.) Проверьте, он достаточно тяжелый, чтобы утонуть.
Что вас удивило? (Апельсин не утонул.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей) Давайте очистим апельсин и бросим его в воду.
Что произошло? (Он утонул.) Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура.) Как можно проверить, действительно ли кожура помогает апельсину не утонуть? (Бросить кожуру в воду и посмотреть, утонет она или нет.)
Что произошло? (Кожура не утонула.) Что же есть такого в кожуре, что помогает ей держаться на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая. Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет.) Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Опыт назывался «Почему апельсин не тонет?». Теперь мы можем дать правильный ответ на этот вопрос? (Ответы детей.)
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
___
21 слайд
Урок волшебства №3
«Живые цветы» Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
Что произойдет если цветы опустить в воду?
А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
___
22 слайд
Урок волшебства №4.
«Волшебная соломинка»
Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками?
Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
- А сейчас предлагаю провести соревнование «Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку вы начинаете наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны закончить.
- Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
23 слайд
Урок волшебства №5
«Волшебная монетка»
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан монетку
- Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх.
Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды.
Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
___
24 слайд
Урок волшебства №6 «Сухой из воды»
Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать? Берем банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Мы знаем, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть.
___
25 слайд
Ой, педагоги-волшебники, мы с вами так увлеклись, что и не заметили, как пришло время возвращаться опять в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне, уроки волшебства в моей школе вам понравились? А что больше всего запомнилось?
Ну, а теперь прошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся…
Чики-чики-чикалочка
Игра-превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в воспитателей превратитесь!
___
26 слайд
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.
Предлагаю вам памятки, которые помогут в вашей работе по экспериментированию.
___
27 слайд
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать.