Вера Полушкина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольников.
Задачи мастер-класса :
- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
- Продемонстрировать опыты с бумагой, водой, молоком, краской которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Заинтересовать педагогов в применении данной методики.
Оборудование: Маша (кукла, емкости для воды, пресная вода, подносы, 2 мандарина, салфетка, сахар, гуашь, молоко, ватные палочки, моющее средство.
Ход МАСТЕР-КЛАССА
Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.
Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.
Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.
В средней и старшей группе воспитатель уже может привлекать к опытам детей.
В старших группах эксперименты сложнее.
В подготовительной – уже дети сами могут экспериментировать.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Сказка называется «Путешествие Маши в мир чудес».
Жила была девочка, Маша. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Катя услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Маша отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже всходило, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в начале:
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.
Опыт № 1 «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт №2 Дерево металл
Маше захотела поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как она не умела плавать, ей надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, она увидела кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, она с ужасом заметила, что она утонула. Следующую попытку она проделала с корой дерева и с удовлетворением отметила, что она плавает.
Вывод: металл тяжелее дерева.
Плывя на коре дерева, она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 3 «Мандаринки»
Возьмите ёмкость с водой, и бросьте в нее неочищенный мандарин. Он чуть тяжелее воды и опустится на дно. Берем мандарин без кожуры и опускаем в воду (мандарин без кожуры утонул).
Вывод: в кожуре есть поры, где находится воздух, из-за этого мандарин не тонет.
Где это свойство воздуха можно использовать в жизни? - Для построения кораблей, внизу есть отсек, с воздухом из-за этого корабль не тонет. Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру). Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру).
Но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Маша от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Маша решила идти дальше. Тут она увидела радугу
Опыт № 4 «Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Опыт 5.
Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.
Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!
Как же получился взрыв цвета?
Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Машеньке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.
Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!
Вам удалось почувствовать себя детьми?
Выразите своё отношение к тому, что вы делали
1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)
2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)
3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)
Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми?