Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»

Вера Полушкина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса  : повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей дошкольников.

Задачи мастер-класса  :

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

- Продемонстрировать опыты с бумагой,  водой, молоком, краской которые можно использовать в экспериментальной деятельности детей.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ“» размещена в разделах

- Заинтересовать педагогов в применении данной методики.

Оборудование: Маша (кукла, емкости для воды, пресная вода, подносы, 2 мандарина, салфетка, сахар, гуашь, молоко, ватные палочки, моющее средство.

Ход МАСТЕР-КЛАССА

Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.

Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

В средней и старшей группе воспитатель уже может привлекать к опытам детей.

В старших группах эксперименты сложнее.

В подготовительной – уже дети сами могут экспериментировать.

Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Сказка называется «Путешествие Маши в мир чудес».

Жила была девочка, Маша. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Катя услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Маша отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже всходило, и Маша увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.

Давайте вернёмся к китайской пословице, о которой я говорила в  начале:

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Так вот, здесь было задействовано только образное мышление. И это ошибка многих, когда мы рассказываем детям, а не показываем и не даём самим попробовать.

Опыт № 1 «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт №2 Дерево металл

Маше захотела поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как она не умела плавать, ей надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, она увидела кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, она с ужасом заметила, что она утонула. Следующую попытку она проделала с корой дерева и с удовлетворением отметила, что она плавает.

Вывод: металл тяжелее дерева.

Плывя на коре дерева, она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 3 «Мандаринки»

Возьмите ёмкость с водой, и бросьте в нее неочищенный мандарин. Он чуть тяжелее воды и опустится на дно. Берем мандарин без кожуры и опускаем в воду (мандарин без кожуры утонул).

Вывод: в кожуре есть поры, где находится воздух, из-за этого мандарин не тонет.

Где это свойство воздуха можно использовать в жизни? - Для построения кораблей, внизу есть отсек, с воздухом из-за этого корабль не тонет. Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру). Почему утонул мандарин? Потому, что мы убрали воздух (кожуру).

Но тут подул ветер, появились тучи и пошел дождь. Маша от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Маша решила идти дальше. Тут она увидела радугу

Опыт № 4 «Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд.   В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт 5.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.

Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!

Как же получился взрыв цвета?

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Машеньке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Вам удалось почувствовать себя детьми?

Выразите своё отношение к тому, что вы делали

1— тремя существительными (мастер-класс, игра, эксперимент)

2 — тремя прилагательными (интересное, увлекательное, познавательное)

3 — тремя глаголами (играли, экспериментировали, слушали)

Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми?

Публикации по теме:

«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей«Лаборатория профессора Всезнайкина». Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности детей Нам известно,что дети задают много вопросов,им интересно все что происходит вокруг,они хотят все узнать,все попробовать. Мы организовали.

«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет«Синичкин день». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет Цель: Формирование умения определять птиц по видам: перелетные и зимующие Задачи: Углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 16:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Полушкина (УИ 2123425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД