Негодяева Наталья Викторовна
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование малых жанров фольклора для успешной адаптации детей в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование малых жанров фольклора для успешной адаптации детей в младшей группе (2-3 года).
Добрый день. Меня зовут Негодяева Наталья Викторовна. Я воспитатель детского сада №52 «Березка». Работаю с детьми раннего возраста.
Актуальность темы:
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма ребенка к измененным условиям, который протекает на разных уровнях: физическом, социальном, психологическом.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование малых жанров фольклора для успешной адаптации детей в младшей группе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Период адаптации – это тяжелое время для малышей и родителей, но он является очень важным для вновь поступающих детей в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена индивидуальным уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. В условиях семьи ребенок привык к определенной атмосфере, обстановке, распорядку, стилю общения, и первые недели в детском саду, где отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, четкий режим дня, новое помещение - вызывают у малыша стрессовое состояние, которое без специальной психолого-педагогической организации среды может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими, и способствовать частым болезням. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Основной задачей воспитателя группы раннего возраста для успешной адаптации детей является создание благоприятной обстановки, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищенно. Здесь на помощь приходят малые жанры фольклора: потешки, приговорки, песенки, сказки, которые помогают установить эмоциональный контакт между воспитателем и малышом, погасить отрицательные эмоции ребенка, успокоится, отвлечься, что способствует скорейшей адаптации ребенка, пробуждению познавательной активности, самостоятельности, развитию личности.
Особенно малые формы фольклора помогают привыкнуть к режимным моментам в детском саду. Я использую их во время утреннего приема детей, на занятиях, во время приема пищи, во время сбора на прогулку, во время подготовки ко сну, умывания, расчесывания, туалета.
Фольклор вызывает радостные эмоции у малышей, помогает в развитии мелкой моторики рук, снимает напряжение, отвлекает от тревожных мыслей.
Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент.
Постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Цель мастер класса - поделиться с коллегами своими наблюдениями (опытом работы) о положительном влиянии малых фольклорных жанров на адаптацию детей в младшей группе.
Задачи:
1) Освежить и расширить знания об адаптации детей к ДОУ.
2) Вызвать у коллег интерес к малым формам фольклора.
3) Практически показать, как можно снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации путем использования малых форм фольклора.
4) Вызвать желание использовать малые фольклорные жанры в работе.
Участники: воспитатели.
Формы, методы, приемы:
- просмотр видеосюжета о использовании малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста с последующим обсуждением;
- игра с педагогами «Кто же спрятался в мешочке?» (Приложение 1);
- хороводная игра «Зайка шел» (Приложение 2);
- подвижная игра с речевым сопровождением «Кукла- неваляшка» (Приложение 3);
- выставка русских народных игрушек.
Приложение 1
Игра «Кто же спрятался в мешочке?»
Демонстрационное оборудование:
1) 5 полупрозрачных мешочков разного цвета.
2) 5 русских народных расписных игрушек (петушок, котик, зайчик, курочка, гусь.
Цель: отвлечь от тревожных мыслей, снять напряжение, установить положительный эмоциональный контакт.
Ход игры.
Перед ребенком лежат пять полупрозрачных мешочка разного цвета.
Воспитатель предлагает малышу выбрать любой и посмотреть, что внутри. Ребенок достает игрушку и вместе с воспитателем определяет, что за животное там находится. О каждой игрушке воспитатель поет или рассказывает потешку:
1) Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?
2) Котик
Как у нашего кота
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
3) Зайчик
Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Скок, скок.
4) Курочка-рябушечка
— Курочка-рябушечка, Куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?
— Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка, Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
5) Гуси
– Гуси, гуси!
– Га-га-га
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Ну летите!
– Нет-нет-нет!
Серый волк под горой,
Зубы точит
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите
Только крылья берегите.
Приложение 2
Хороводная игра «Зайка шел»
Цель: создать хорошее настроение, стимулировать двигательную активность, формировать умение детей браться за руки, выполнять слаженные движения.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми берется за руки, образуя круг. Все идут по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и
присаживайтесь на корточки.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Кукла- неваляшка»
Цель: создать хорошее настроение, установить эмоциональный контакт, формировать у детей представления о русских народных играх и игрушках.
Ход игры.
Кукла- неваляшка встала, не лежит.
выполняют «пружинку», руки на пояс.
Сильно раскачалась, весело звенит.
Дили-дили-дили дон,
хлопают в ладоши.
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач, кач-кач-кач
наклоны вправо- влево, руки на пояс (или за спину)
Слышен Лены громкий плач.
Неваляшка все не спит,
изображают покачивание куклы на руках.
Не ложится, не сидит.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом
хлопают в ладоши.
Закрутилась вдруг волчком.
Лена плакать перестала
шагают на месте.
И сама качаться стала.
Приложение 3
Выставка русских народных игрушек.
Цель: расширить представление об использовании русских народных игрушек в работе с детьми.