Елена Давыденко
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Музейная педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для педагогов ДОУ
Тема: «Музейная педагогика»
Подготовила: Давыденко Елена Александровна
Город Тайшет, «Детский сад №206 ОАО «РЖД», воспитатель
Аннотация: данный мастер-класс поможет повысить профессиональную компетентность педагогов в технологии музейной педагогике в поликультурном образовании. Будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Ключевые слова: музейная педагогика, музей, поликультурное образование, практикум
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Музейная педагогика“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день, во многих дошкольных образовательных учреждениях стало актуальным создание различных музеев.
Слово «музей» происходит от греческого и латинского - храм музей, место, посвященное наукам и искусствам.
Одной из педагогических технологий, является технология «музейной педагогики». Сегодня данное словосочетание знакомо всем тем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Музейная педагогика — достаточно известное направление в современной педагогике и имеет длительную историю. В дошкольном образовании стала играть существенную роль в последние десятилетия.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, oн появился на рубеже 19-20 вв. именно с этого времени, музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось воспитателю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, но, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике : «Музейная педагогика – область науки, которая изучает историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. дают следующее определение: «Музейная педагогика» – область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, можно выделить два крупных направления:
1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими,
художественными и т. п.); при их отсутствии можно использовать видео экскурсии.
2) создание и использование мини-музеев в ДОУ.
Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Данное направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса и способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. Социумом.
Мини - музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры. Приступая к организации мини-музеев в детском саду, необходимо обсудить в своем коллективе, с детьми и родителями, что такое музей, для чего он создается и как можно использовать музеи в дошкольном образовании.
Итак, в первую очередь необходимо определить
структуру модели музейной педагогики, она включает в себя:
цель,
задачи,
направления,
принципы,
музейные педагогические технологии.
Целью музейной педагогики является создание условий для развития личности путём включения в многообразную деятельность музея.
Задачами музейной педагогики является
воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
развитие речи и расширения словарного запаса;
воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
воспитание культуры поведения.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» - в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Ведь пожелания родителей-развивать у ребенка чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. При таких занятиях ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. И это далеко не все.
Принципами музейной педагогики являются
наглядность
доступность
динамичность
Методика в музейной педагогике имеет ряд отличительных особенностей:
1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Речь детей непринужденна, без специально заученных фраз.
3. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов) .
5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
Главное – обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Музейная педагогика предполагает использование специальных методов и средств, для приобщения маленького человечка к культурному наследию. Поэтому необходимо:
Во-первых – возраст
Наиболее продуктивной работа с ребенком, уже с 3 лет, в данном возрасте у детей формируется умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять.
Во-вторых - место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Они должны обладать релаксирующей функцией, где ребенок может расслабляться, мечтать, рассуждать.
В-третьих - научить ребенка «расшифровывать» сложный символический язык, постичь скрытый смысл окружающих его вещей. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло. Это может быть как игра, так и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. И чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение. А после проведения занятия для закрепления полученной информации желательна небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, какой то продукт и многое другое.
В-четвертых - тесное сотрудничество со всеми специалистами ДОУ как в выборе тем для образовательной деятельности, так и в их планировании и проведении, а так же в обсуждении полученных результатов.
Практикум для педагогов
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в технологии музейной педагогики в поликультурном образовании
Задачи:
Уточнить знание педагогов о музейной технологии
Активизировать мыслительную деятельность педагогов в музейной педагогике
Развивать творческий потенциал
Материалы и оборудование: человек отшельник, посуда хохлома, девицы, посуда гжель, картинки – маски: ухват, кочерга, коромысло, самовар, топор-сечка, топор, лоскутное одеяло, задание для педагогов, карандаши, бумага форматом А4, ватман, достопримечательности стран Великобритания, Россия, Китай)
Определения:
Выберите из предложенных определений те, которые соответствуют и уберите лишнее
Музейная педагогика – это
приобщение маленького человечка к культурному наследию
область науки, изучающая историю
область научного знания
Игра «О чем говорят вещи»
Сочинить сказку об «оживших» экспонатах, представляя себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своем прошлом, своих прежних хозяев, разыгрывая небольшое сказочное действия.
Исполнители – педагоги, действующие лица – музейные экспонаты.
Представление мини-музея, через инсценированние с предметами быта «Русская изба»
Цель: приобщение к истокам русского гостеприимства, через инсценировку предметами быта
Действующие лица: воспитатели в роли экспонатов (ухват, кочерга, коромысло, самовар, топор-сечка, топор, лоскутное одеяло, ложка, стиральная доска, топор, кот).
Мозговой штурм
1 команда
Термин «музейная педагогика» пришел к нам
Германии
Америки
Великобритании
Любая экспозиция должна учитывать логическую цепочку
Выстроите логическую цепочку: понимание, осмысление, восприятие, применение, закрепление; (восприятие, понимание, осмысление, закрепление, применение)
Прочитайте высказывание разных авторов о музейной педагогике
• «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». (словарь)
• «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. (Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич)
Подчеркните слова, выражающие суть высказывания
Запишите, как вы понимаете
Зарисуйте схематично главный смысл музейной педагогики
2 команда
При использовании музейной педагогики, как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников, необходимо учитывать, следующие принципы (перечислите их)
наглядность
доступность
динамичность
Перечислите игры входящие в экспозиции мини-музея :
игры-развлечения
игры-путешествия
графические упражнения
интеллектуально-творческие игры
игры по сюжету литературных произведений
Прочитайте высказывание разных авторов о музейной педагогике
Подчеркните слова, выражающие суть высказывания
Запишите, как вы понимаете
Зарисуйте схематично главный смысл музейной педагогики
Загадки
Повысить интерес можно таким доступными средствами, как загадки. Загадки могут быть тематическими или сборными.
Творческая мастерская
Оформите мини-музей с помощью картинок зданий, на ватмане и придумайте для него название, представьте свой мини-музей.
Заключительная часть:
Какой бы ни была направленность музейно-педагогической деятельности ДОУ, она должна иметь целостный и системный характер. Педагоги ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.
Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо?» можно ответить: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса.
Библиографический список:
1. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика : Из опыта методической работы // ТЦ СФЕРА, 2006.
2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М. : Линка – Пресс, 2008
3. Тихонова М. А. Экспонирование традиционного народного костюма через кукольный вариант // Тальцы – № 3 (22) – 2004.
4. Томилов Н. А. Музееведение как научная дисциплина. // Тальцы – № 3 (22) – 2004.
5. Чумалова Т. Историческое познание и музей // Дошкольное воспитание, № 5 – 2008.
6. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики. N 12.-2007.-С.
7. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип// Педагогика. – 2000.-№10