Приходько Кристина
Мастер-класс для педагогов «Доскажи сказку с использованием ТРИЗ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и распространение педагогического опыт по использованию ТРИЗ-технологии при составлении сказок.
Задачи:
- Расширить представление педагогов об использовании ТРИЗ-технологии при составлении сказок;
- Вызвать у педагогов интерес к ТРИЗ-технологии;
- Показать возможность использования ТРИЗ-технологии для развития речи детей в процессе работы со сказкой;
- Создать творческую атмосферу.
Ход выступления.
Добрый день, уважаемые педагоги! Перед началом нашего выступления я бы хотела раздать вам карточки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Доскажи сказку с использованием ТРИЗ-технологии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2022
Кто изображен на карточках? (Педагоги отвечают)
Как мы можем их всех назвать? (Ответы педагогов : герои сказок и т. д)
Что же их объединяет? (Ответы педагогов : Сказки)
Совершено верно, их объединяет сказка. Все мы знаем дети любят сказки. А в дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не в сказках, а на современных мультиках. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка, которая учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления, а также расширяет словарный запас ребёнка, развивает связную логическую речь.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с детьми интересным и увлекательным. Поэтому я выбрала тему моего выступления: «Доскажи сказку с использованием ТРИЗ технологии.»
В арсенале ТРИЗ-технологии существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
При работе со сказкой используют следующие методы ТРИЗ :
- Метод мозгового штурма;
- Метод каталога;
- Метод фокальных объектов;
- Метод системного оператора (метод системного анализа);
- Метод морфологического анализа;
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками);
- Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим метод системного оператора (метод системного анализа). Этот метод учит детей логическому, образному видению взаимосвязи вещей, учит понимать роль объекта в системе, во времени, пространстве, динамике, выделять признаки и свойства.
Тише, тише не шумите
Чудо-сказку не будите.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем сказку начинать.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея!
Фея: - Здравствуйте. Я фея, рассказываю людям сказки. Вы любите сказки? Какая сказка у вас самая любимая? (Опрос педагогов).
А хотите придумать новую сказку? Я начну, а вы продолжите. Тогда слушайте внимательно:
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы тихонечко сидите,
Сказку рассказать мне помогите.
(Слайд 6) - Стоит терем-теремок
Он не низок не высок.
Он стоит в лесу густом
Одинокий и пустой.
К теремочку не спеша
Мячик подкатился
Огляделся, удивился:
Что за чудо здесь стоит?
На замочек не закрыт.
Постучался, тишина-
Дверь открыл, зашел, огляделся не спеша.
- И стал в нем жить.
День живет, второй и третий…
Скучно одному? Ответьте!
-Чем мы можем ему помочь?
Педагоги предлагают помочь найти друзей.
- Правда, если пригласить в дом друзей
Будет в доме веселей.
- Подойдите к столу. Посмотрите, кто-то здесь сможет стать другом?
- Подумайте, какого друга вы выберите.
Педагоги берут картинку, подходят к теремку и просятся в него.
(заяц, резиновые сапоги, солнышко, колесо, кубики, птица, красный цветок, воздушный шар и т. д.)
- Тук, тук кто в теремочке живет?
-Я мячик, а ты кто?
- А я …. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Педагог должен сравнить оба рисунка, выявить общий признак и назвать его. После этого педагог помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий педагог.
- Посмотрите, какой замечательный теремок у нас получился. В нем много разных жителей.
Фея:
- Пора мне отправляться в мир сказок,
А за вашу помощь я дарю вам буклеты.
Теремок – это замечательная сказка, которую можно использовать в разных вариантах. В нашем случае гостями теремка стали предметы (объекты, связанные между собой каким-то общим признаком. Усложнением игры может быть то, что в «Теремок» могут попасть только те предметы (объекты, которые отличаются от ведущего и от других жителей.
Также героями этой сказки могут быть домашние животные, и для того чтобы заселиться в домик, они должны сказать какую пользу приносят человеку. Либо можно использовать Блоки Дьенеша – для закрепления ФЭМП.
Сегодня мы с вами плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу с вами встречу хотелось бы подытожить следующими строками:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Картинки помогли:
Речь нам развивали,
Мыслить заставляли.
Интересная техника
Представлена нами,
В этом убедились
Вы сегодня сами!