МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками»

Татьяна Кашуба
Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов ДОО

"Игровые методы и приёмы, используемые в организации театрализованной деятельности с дошкольниками"

Кашуба Т. А.

Ход мастер-класса :

Воспитатели-слушатели сидят за 4 столами.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО „Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах

"Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство - время непрерывного познания мира, а театрализованная деятельность более легко и непринужденно дает возможность познать его. Помогают в этом правильно подобранные методы и приемы. Наш мастер-класс посвящён игровым методам и приёмам театрализованной деятельности. Путём прямого и комментированного показа мы познакомим вас с отдельными методами и приёмами, которые используются в работе над образом, а затем рассмотрим возможность и варианты их применения в различных видах детской деятельности.

Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - лису. Основные этапы работы над образом лисы представлены на схеме.

(В. М. обращает внимание слушателей на схему)

В. М. : "Первый этап - определение образа.

Его задача - научить детей распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Для реализации этого этапа используется ряд методов и приёмов, представленных на схеме.

Рассмотрим один из них - "начитывание контрастных отрывков". Необходимо распознать, какой именно образ лисы присущ в той или иной сказке и дать ей характеристику.

Отрывок из сказки «Буратино» - Лиса Алиса

Буратино хотел пройти мимо, но лиса Алиса сказала ему умильно:

- Здравствуй, добренький Буратино! Куда так спешишь?

- Домой, к папе Карло.

Лиса вздохнула еще умильнее:

- Уж не знаю, застанешь ли ты в живых бедного Карло, он совсем плох от голода и холода.

- А ты это видела?

- Буратино разжал кулак и показал пять золотых.

Увидев деньги, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря.

Но Буратино ничего этого не заметил.

- Добренький, хорошенький Буратино, что же ты будешь делать с этими деньгами?

- Куплю куртку для папы Карло. Куплю новую азбуку.

- Азбуку, ох, ох! - сказала лиса Алиса, качая головой.

- Не доведет тебя до добра это ученье. Вот я училась, училась, а - гляди - хожу на трех лапах.

Отрывок из сказки «Лисичка-сестричка»

Бежит волк, а навстречу ему лиса, голова платком перевязана.

— Так-то, — кричит волк, — ты меня научила рыбу ловить? Избили меня, хвост оторвали!

— Эх, волчок! — говорит лиса. — У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь!

— И то правда, — говорит волк. — Где уж тебе, лиса, идти. Садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

— Так, кумушка, так.

(Чтение отрывков из сказки «Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка". После чтения воспитатели-слушатели дают характеристику услышанным образам в соответствии с поставленными В. -М. вопросами:

- Какой предстала перед вами лиса Алиса? ( Предполагаемые ответы: настойчивая, напористая, экстравагантная т т. д.)

- Какую вы увидели лисичку-сестричку? (осторожную, хитрую, хищную и т. д.)

Итак, с помощью метода "начитывания контрастных отрывков" перед вами предстали два разных образа лисы.

Второй этап - работа над мимикой.

Его задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. На схеме представлены методы и приёмы, способствующие её реализации. Остановимся подробнее на приёме - работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.

(В. М. делит воспитателей-слушателей на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", обращая их внимание на магнитную доску с иллюстрациями.)

В. М. : Перед вами ряд иллюстраций с изображением лисы в различных эмоциональных состояниях, которые наиболее ярко выражены в ее мимике. Необходимо выбрать те иллюстрации, на которых мимика лисы подходит к образу персонажа в соответствии с подгруппой и аргументировать свой выбор.

Выполнение задания слушателями.

В. М. : Таким образом, приём "работа с иллюстрациями" даёт возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.

Третий этап - работа над голосом.

Его задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. (В. -М. обращается к схеме). Все методы и приёмы, используемые на этом этапе широко известны. Рассмотрим прием - "интонационная выразительность".

Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Я - лисичка, я - сестричка, я хожу не слышно".

Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Ах вот ты где, Буратино. Я тебе сейчас все объясню".

Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, присущей определённому образу лисы.

Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу.

В. М. : Таким образом, с помощью приёма "интонационная выразительность" можно придать речи эмоциональную окраску.

Четвёртый этап - работа над жестом и движением.

Его задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Найдите на схеме те методы и приёмы, которые используются на данном этапе. Познакомимся с игровым методом на запоминание различных действий, используя игру "Повторяйка".

Для её проведения В. М. вызывает четырёх человек из воспитателей-слушателей.

В. М. : Правила игры:

- совместно выбрать конкретный образ лисы;

- первый участник показывает одно движение, присущее выбранному образу;

- задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

В. М. : Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию "жест-образ".

Пятый этап - заучивание роли.

Его задача - выучить текст конкретной роли. Педагогу необходимо помнить, что все приёмы, применяемые на данном этапе, взаимосвязаны и должны использоваться в строго определённой последовательности, указанной на схеме. В рамках мастер-класса мы отступим от данного правила и начнём работу со второго приёма, а далее последовательно перейдём к следующим.

Далее В. М проводит комментированный показ.

В. М. : "Прием "Книжечка" используется непосредственно во время прочтения текста. Детям предлагается закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.

Чтобы выстроить из этих предложений ранее прочитанный текст, используется следующий прием - "Волшебный сундучок". Детям демонстрируется сундучок с ленточками. Воспитатель спрашивает, кто запомнил самое первое предложение и предлагает этому ребенку вытянуть из сундучка первую цветную ленточку и произнести это предложение. Таким же образом другими детьми воспроизводятся все последующие предложения. И так постепенно с помощью воспитателя выстраивается текст.

При использовании следующего приема - "Театра на фланели", в процесс запоминания текста включается зрительная память. Эти игровые действия проходят по принципу составления рассказа по серии сюжетных картин, каждая из которых воспроизводит в изображении последующее предложение текста.

В совокупности эти приёмы способствуют более лёгкому запоминанию текста. Вы сможете в этом убедиться в следующей части мастер-класса.

Таким образом, мы рассмотрели все этапы работы над образом, а также некоторые методы и приёмы, используемые в театрализованной деятельности. Однако, их можно широко использовать в других видах детской деятельности.

На следующем этапе работы ваша задача - применить те методы и приёмы, с которыми вы познакомились в: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной деятельности и в развитии речи.

В. М. привлекает внимание слушателей к стенду, Приложение 2 на котором по указанным видам деятельности расположены четыре карточки в соответствии с цветовой гаммой столов, цель и приём, которые они должны использовать.

В. М. : каждая группа, используя "конверт-подсказку" с дидактическим материалом, выполняет задание: применить конкретный приём в определённом виде деятельности и продемонстрировать коллегам результат.

Дается время на обдумывание задания. Звучит негромкая фоновая музыка. При необходимости В. М консультирует, направляет ход рассуждений группы. После чего каждая из групп по очереди представляет результат своей работы.

Содержание "конвертов-подсказок" :

Для первой подгруппы:

- вид деятельности - изодеятельность;

- цель - использовать приём "рисунок-шаблон" для передачи эмоционального состояния через мимику персонажа;

2 рисунка с изображением безликих персонажей лисы в соответствии с подобранными к ним диалогами;

Текст диалогов:

Медведь - Лиса:

1.

Пошел медведь к избушке и зарычал:

- Ступай, лиса, вон!

А она ему с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!

Петух - Лиса:

2.

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах в красных сапогах.

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи - пошла лиса вон с печи!

- Ой-ой-ой! Собираюсь, шубу надеваю.

Петенька, убегаю!

Примерный результат работы группы: нарисовать мимику лисы на шаблоне в соответствии с её эмоциональным состоянием в диалоге.

Для второй подгруппы:

- развитие речи;

- цель использовать приемы "Книжечка", "Волшебный сундучок" и "Театр на фланели" для заучивания текста;

- сундучок с цветными ленточками;

- фланелеграф;

- 4 картинки с изображениями лебедя, соответствующими каждому предложению текста;

Текст.

1. Вдоль по бережку лебедушка плывет.

2. Выше бережка головушку несет.

3. Белым крылышком помахивает.

4. Со крыла водичку стряхивает.

Примерный результат работы группы: воспитатели демонстрируют запоминание текста с помощью, предложенных приёмов.

Для третьей подгруппы:

- музыкальная деятельность;

- цель- использовать приём "голосовая импровизация" для расширения диапазона и тембра голоса в соответствии предложенным персонажем;

- шапочки З-х медведей;

- карточки с изображением музыкальных инструментов.

Текст.

На полянке, на лугу три медведя жили,

Три медведя жили, малину есть любили.

Как малину найдут сразу песню запоют.

Папа-мишка низко пел: " ля-ля-ля-ля-ля-ля"

Мама нежно песню пела: "ля-ля-ля-ля-ля-ля"

А Мишутка-медвежонок звонко песню распевал,

Да малину доедал: "ля-ля-ля-ля-ля-ля".

Примерный результат работы группы: воспитатели выбирают картинку с определённым инструментом, соответствующим по звучанию тембру голоса, предложенных персонажей. Далее имитируют голос персонажа, пропевая текст.

Для четвертой подгруппы - физкультурно-оздоровительная деятельность;

Цель - использование игры "Повторяйка" для развития двигательной активности детей;

- шапочки кошек;

Текст:

1.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)

2.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть.

Потом задумалась немножко -

Решила грудочку помыть. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)

3.

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть

Потом задумалась немножко -

Решила грудочку помыть.

довольная собой осталась,

с хвостом пушистым разыгралась. (Слова педагога - "Понаблюдав за ней немножко ее движенья можем повторить".)

Примерный результат работы группы: воспитатели проговаривают по очереди текст, сочетая его с определёнными движениями.

В результате презентаций подгрупп получается наглядное представление о возможности использования приемов и методов, но уже в других видах детской деятельности.

В. М обращается к воспитателям-слушателям:

В. М. : Театрализованная деятельность не исчерпала своих возможностей и продолжает активно вовлекать детей в процесс творчества. Следовательно, чрезвычайно важно искать новые методы и приемы, создавать специфическую предметно-окружающую среду, способствующие развитию творческой личности ребенка.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: воспитатель.

Консультация для молодых педагогов «Игровые приемы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» Достоинство игровых методов и приемов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать.

Мастер-класс для педагогов «Использование техники «топиарий» в организации дизайн-деятельности с дошкольниками» Сл. 4 Использование нетрадиционных методик и техник детского дизайна -позволяют развивать у ребенка воображение, пространственное мышление,.

Мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности»Мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности» Мастер-класс для педагогов на тему: «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов по театрализованной деятельности «Путешествие в театральный мир» Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Цель: представление опыта работы по развитию творческих способностей.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях» Цель – познакомить родителей с нетрадиционными методами и приемами проведения артикуляционной гимнастики. Задачи: 1. Активизировать знания.

Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями» Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Методы и приемы формирования трудовой деятельности у детей дошкольного возраста» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.

Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками»
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 13:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОО «Игровые методы и приемы, используемые в театрализованной деятельности с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кашуба в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД