Получи документы

Мастер-класс для педагогов детского сада «Девичьи посиделки»

Анастасия Сморыгина
Мастер-класс для педагогов детского сада «Девичьи посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей при изготовлении народной куклы

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения традиционных народных кукол.

- Вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности

- Знакомить с основными техническими приёмами изготовления народной куклы

- Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности. (Слайд 2)

Публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада „Девичьи посиделки“» размещена в разделах

Планируемые результаты:

- Изготовление куклы из лоскутков

- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности

- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных кукол.

Оборудование:

Выставка традиционных тряпичных кукол.

Тряпичные лоскутки для изготовления куклы, вата, нитки

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Добрый день, дорогие гости!

мы рады приветствовать вас и приглашаем на девичьи посиделки. (слайд 3)

На завалинке, в светёлке иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши!

Словно эти посиделки были праздником души.

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок иль чего там говорить!

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки провести вот здесь сейчас. (слайд 4)

А сейчас скажите – удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? (В тесноте, да не в обиде)

Вот и есть начало. А доброе начало – как говорится, половина дела.

И так, в былые времена наши бабушки и прабабушки собирались на посиделки, где общались, обсуждали сельские новости, пели песни, рукодельничали, делились секретами творчества. И одним из видов творчества было изготовление тряпичных кукол. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым детям кукол делали мамы, старшие сёстры, бабушки, а детей постарше обучали специально традиционным приёмам изготовления куклы. И уже к пяти годам простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка. А начинали девочек учить изготовлять куклы уже с трёхлетнего возраста. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой, а наоборот, всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше девочка играет, тем счастливее и благополучнее будет её жизнь. В некоторых избах кукол насчитывалось не менее сотни. Изготовлять кукол было не трудно, крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпочек с помощью традиционных приемов.

Сегодня русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и всё больше и больше современных людей начинают интересоваться их изготовлением культурой и традициями Древней Руси.

Традиционные русские народные куклы были игровые, обрядовые и обереговые. Всех кукол наряжали в красивые платья. Но в любом наряде должен быть красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла. Так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Все куколки были безликими. Изначально считалось, что с лицом в куколку вселялся дух, который может навредить ребёнку. Куколку делали без лица, как говаривали бабушки в старину – чтобы глаз лишних не было в доме.

Игровые куклы предназначались ребенку в самом малом возрасте. С игровыми куклами всё просто. Эти куколки использовались для детских игр и забав. Названия у кукол были самые простые и отражали сущность и принадлежность куклы. (Воспитатель достаёт куклу из сундука, показывает педагогам, рассказывает о ней и передаёт для рассматривания)

Вот например, кукла «Утешница» (слайд 5). Эту куколку няни носили всегда в своём кармане. А когда ребёнок грустит, плачет или капризничает, тогда из кармана доставали куколку и с её помощью утешали плачущего малыша. И даже говорят, что последние слёзки на личике ребёнка вытирали подолом юбочки этой куколки. Само название этой куколки говорит о многом. Утешница была самым сильным и верным средством от детских слез.

Ещё одна куколка «Зайчик на пальчик» (слайд 6). Чаще всего делали детям с трёх лет, чтобы они имели собеседника. Зайчик одевался на пальчик и был всегда рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно к нему можно обратиться как другу, пожаловаться или просто поиграть.

«Хороводница» - очень весёлая и забавная игрушка (слайд 7).

И сделать её своими руками несложно. Кукол лучше делать сразу пару – одну для левой, а другую для правой руки. Эта тряпичная кукла была и остаётся не только забавой, но и своеобразным тренажером. Чтобы Хороводница расправила свои юбочки надо быстро вращать пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Такое движение готовило ручки девочки к работе пряхи. Если совсем не получается вращать одной рукой, то куклу можно поместить между двух ладоней и при этом совершать движение, как будто потираете руки. А вот куклы - обереговые были для крестьян защитой от болезней, несчастий, злых духов. Делались такие куклы на охрану здоровья детей, охрану дома. Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывались молитвы. Обереги никогда не продавались. Куклы – обереги передавались от матери к дочери. Они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим хозяевам от невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Вот куколка – оберег «Кубышка – травница» (слайд 8) - её ставили или подвешивали там, где находился больной ребёнок. Куколку надо помять в руках, пошевелить и по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит болезни.

А это куколка «Крупеничка (Зерновушка)» (слайд 9) - кукла – оберег на сытость, достаток в семье. Её бережно хранили в красном углу. Делалась эта куколка на один год с нового урожая. Посев начинали зерном или крупой их этой куколки. Иногда крупу из этой куколки брали и варили кашу больному.

«Кувадка» (слайд 10) - одна из самых простых куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Кувадки и защищали новорожденных и служили им первыми игрушками.

А в подарок на именины делали куклу «Ангелочек» (слайд 11). Её изготовляли, используя старинную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани.

Кукла просто загляденье

Детям всем на удивленье

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить! (слайд 12)

Начинаем нашу работу. Воспитатель осуществляет поэтапный показ изготовления куклы и оказывает индивидуальную помощь в ходе выполнения и оформления куклы. (см. приложение)

Наши посиделки заканчиваются, надеюсь, что кукла станет любимой и памятной для вас, потому что сделана она своими руками и в которую вложили вы частичку своей души. Добрый гость всегда в пору. Приходите ещё – будем вам всегда рады!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Мастер-класс «Цветы из автомобильных колпаков для оформления участка детского сада»Мастер-класс «Цветы из автомобильных колпаков для оформления участка детского сада» Наступило долгожданное лето. Очень хочется, чтобы участок детского сада летом выглядел ярко, живо и интересно! Чтобы пребывание на участке.

Мастер-класс для педагогов детского сада «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого» Тема: ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО Подготовила воспитатель: МБДОУ «Детский сад 50» г. Иланский Сурина Л. В 1. Организационная.

Мастер-класс для педагогов детского сада «Образовательная технология «детский совет» как условие индивидуализации детей» Мастер-класс для педагогов детского сада «Образовательная технология «Детский совет», как условие индивидуализации детей». Автор: Данченкова.

Мастер-класс для воспитателей «Удивительные свойства организма» в подготовительной к школе группе детского сада .

Мастер-класс «Медаль для выпускников детского сада»Мастер-класс «Медаль для выпускников детского сада» Мастер- класс «Медаль выпускников детского сада» Выпускной в детском саду-первый выпускной ребенка и его родителей. Праздник, посвященный.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального дидактического пособия для детского сада «Занимательные крышечки»Мастер-класс по изготовлению многофункционального дидактического пособия для детского сада «Занимательные крышечки» Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками. Автор: Шинкарева Надежда Анатольевна, воспитатель.

Мастер-класс «Весёлый человечек». Поделки своими руками для участка детского садаМастер-класс «Весёлый человечек». Поделки своими руками для участка детского сада Каждый год,в летний период, многие воспитатели стараются обновить или разнообразить развивающую среду на участке своей группы для создания.

Методические рекомендации для педагогов «Введения игрушки в группу детского сада» Игрушки имеют значительный вес в воспитательном процессе. Они применяются для решения разных задач воспитания и обучения. Опыт показывает,.

Тренинг педагога-психолога для молодых педагогов детского сада Тренинг педагога-психолога для молодых педагогов. Цель: повышение коммуникативной компетентности педагогов. Педагог-психолог предлагает.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов детского сада «Девичьи посиделки»
Опубликовано: 15 января 2019 в 10:43
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов детского сада «Девичьи посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Сморыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД