Елена Шуляковская
Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как эффективная форма развития познавательных способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов
«Детское экспериментирование, как эффективная форма развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста»
1 слайд
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы представим вашему вниманию мастер-класс по теме «Детское экспериментирование, как эффективная форма развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста»
2 слайд
План мастер-класса
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Детское экспериментирование как эффективная форма развития познавательных способностей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Теоретическая часть (теоретические и понятийные основы).
2. Практическая часть (экспериментирование).
3. Рефлексия.
3 слайд
Цель нашего мастер-класса: распространение опыта педагогической работы по организации экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста.
Наши задачи:
- познакомить участников мастер-класса с теоретическими и понятийными основами практической работы по организации экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста;
- провести с участниками мастер-класса практическую работу по данной теме;
- сформировать у участников мастер-класса мотивацию к использованию в своей педагогической деятельности детского экспериментирования, как эффективной формы развития познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
4 слайд
Экспериментирование
Эксперимент – интересное слово,
Это познание – снова и снова.
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с предметами играем.
И вот он – истины момент –
Проводим мы эксперимент!
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование.
5 слайд
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
По определению Николая Николаевича Поддьякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Другими словами, мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
6 слайд
Организуя занятия с использованием детского экспериментирования, мы в большинстве случаев используем следующую структуру:
Постановка проблемы, которую необходимо решить;
Целеполагание
(что нужно сделать для решения проблемы)
Выдвижение гипотез
(поиск возможных путей решения)
Проверка гипотез
(сбор данных, реализация в действиях)
Анализ полученного результата
(подтвердилось – не подтвердилось)
Формулирование выводов
Тему для экспериментирования мы выбираем с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
7 слайд
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание мы уделяем созданию проблемного поля. Например: Буратино уронил ключ в воду. Как, достать ключ, не ныряя в воду? В некоторых случаях предоставляем детям возможность попробовать, например, чтобы определить из какого материала Лунтику можно соорудить плот, чтобы переправить через пруд своих друзей дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
8 слайд
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса, способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
9 слайд
Создать мотивацию на помогают сказочные герои. (Ведущий показывает Буратино)
Буратино: - ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
- Буратино, милый, подожди и мне немного помоги.
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
Буратино: Конечно, помогу и про фокус расскажу. Вот вчера к нам приходил фокусник и показал интересный фокус. Он надул шарик, проткнул его иголкой, и что вы думаете? Шарик не лопнул! Вот здорово! Жалко, что вы не видели этот фокус.
Ведущий: спасибо Буратино, Интересный фокус? Странно, почему шарик не лопнул? Уважаемые коллеги, предлагаем вам побыть немного детьми. Давайте представим, что мы исследователи и разберемся может ли шарик не лопнуть если его проткнуть. А для того чтобы отправиться в лабораторию, нужно вспомнить? (ответы)
10 слайд
конечно, правила поведения в лаборатории. (называют правила)
А теперь повторяйте за мной: Хлоп, хлоп, Топ, топ, повернись, и в волшебной лаборатории очутись!
Вот мы с вами и оказались в лаборатории «Почемучка»
Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Буратино, что произойдет? (ответы) этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения. А использование превращения в лаборантов способствует проведению эксперимента в игровой форме. Какие еще предположения есть у вас? (ответы) Дети предполагают, что шарик лопнет, и тоже с удовольствием соглашаются стать исследователями и попробовать.
Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
(обращаясь к участникам мастер-класса) что вы будете делать, чтобы провести опыт? (выслушивает ответы).
- Правильно, надуваем шарик не очень сильно и завязываем его, теперь мы проткнем его спицей (поясняем педагогам, что для детей этот опыт проводит воспитатель, так как спица острая и это очень опасно). Аккуратно и медленно протыкаем иглой самое дно шарика — обычно оно более тёмное, чем бока. Шарик не лопается и не сдувается! Точно так же аккуратно можно проткнуть шарик возле завязанного горлышка. (показываем в каком месте лучше проткнуть и говорим, что в этих местах резина толще, чем в любом другом месте шарика)
В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым детям помогаем советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
Какой вывод мы с вами можем сделать? Почему шарик не лопнул? (ответы)
Шарик не лопается, потому что мы протыкаем его именно в тех местах, где находится наименьшее натяжение. Когда шпажка проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому шарик не сдувается.
В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и тога вывод делает воспитатель.
Опыт как фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление — это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
Так как мы с вами уже, плавно перешли к практической части, предлагаем провести еще несколько опытов
12 слайд
«Веселая регата»
Перед вами находятся емкости с водой, опустите на воду бумажные лодочки.
Теперь нам нужно заставить лодочку двигаться, для этого возьмите воздушный шарик, быстрыми движениями потрите его о шерстяную одежду или волосы и поднесите заряженный шарик к своим лодкам. Что вы видите? (лодочка притягивается к шарику)
Вывод: Потерев шарик о шерстяной шарф, мы зарядили его отрицательно (минус, а шарф — положительно (плюс). В природе «плюс» всегда притягивается к «минусу». Когда к кораблику подносят заряженный шарик, он начинает к нему тянуться. Сила трения на воде незначительна, а само судно лёгкое, поэтому кораблик приходит в движение.
«Воздухоплавание»
Поставьте перед собой две емкости. В одну налейте кипяток, в другую холодную воду из-под крана. Затем, на горлышко пустой бутылки наденьте не надутый воздушный шарик, аккуратно поместите бутылку с шариком в кипяток. Что происходит? (шарик медленно надувается) А теперь переставьте бутылки с шариком в холодную воду (шарик сдувается).
Вывод: в этом опыте демонстрируется эффект, благодаря которому воздушные шары поднимаются над землей. При погружении бутылки с шариком в горячую воду, воздух внутри бутылки нагревается и увеличивается в объеме. Стенки шарика более эластичны, чем стенки бутылки, поэтому расширенный воздух надувает именно шарик. А когда мы погружаем бутылку в холодную воду, воздух внутри нее остывает, уменьшается в объеме, и поэтому шарик сдувается.
На этом мы заканчиваем практическую часть нашего мастер-класса. Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям
Рефлексия:
И в качестве рефлексии, уважаемые коллеги, мы предлагаем каждому из вас, подарить нашему Буратино по шарику. Мы приготовили вам по 3 шарика:
- Если вы считаете, что мастер-класс прошел плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе, то прикрепите красный шарик.
-Если тематика мастер-класса для вас знакома, вы давно используете экспериментирование в своей работе и готовы делиться опытом, выберите розовый шарик
- Если мастер-класс для вас был интересен, однако использование экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста считаете неуместным, прикрепите голубой шарик
19 слайд
Спасибо за внимание!