Людмила Шулья
Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
Цель мастер – класса состоит в том, чтобы обеспечить для педагога дошкольного образования осознанность, целесообразность и эффективность нестандартного проведения встреч с родителями либо работы среди педагогов.
Задачи представляемой разработки включают:
Повышение педагогической и коммуникативной компетенции.
Развитие инновационных потенциалов.
Содействие повышению профессионального мастерства педагогов,
Публикация «Психолого-педагогическая гостиная как способ эффективного взаимодействия участников образовательного процесса» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Оказание поддержки творчески работающим педагогам.
Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на заместителей заведующих дошкольных учреждений, старших воспитателей, педагогов-психологов, воспитателей дошкольного образования.
Организационные параметры мастер класса. Мастер-класс состоит из одной встречи. Рекомендуемое время встречи – 20 минут. Количество участников – от 6 до 15. Требование к помещению - большое помещение: должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположение по кругу.
Материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки, памятки, материал для творчества (картинки, цветная бумага, клей и пр.).
Актуальность. Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. В сегодняшних условиях для сохранения психологического здоровья ребенка требуется формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых, ведь именно в детстве закладывается основа личности ребенка и его судьба. Педагоги, родители, дети – все они являются участниками образовательного процесса. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Как правило, в работе дошкольного учреждения применяются традиционные методы работы: собрания, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы. Но часто как родители, так и педагоги остаются недостаточно активными и заинтересованными.
Проанализировав работу ДОУ по взаимодействию с семьей, мы пришли к выводу, что нам требуются новые формы работы, так как существующие не удовлетворяют потребности ни педагогов, ни родителей. Проведя анкетирование родителей (Приложение 1, нами были выделены актуальные темы, интересующие как педагогов, так и родителей. Было принято решение о создании творческой группы по работе с родителями. Наиболее продуктивной и интересной показалась нам форма работы в виде психолого-педагогической гостиной. Здесь созданы условия для равноправного участия детей и взрослых в игре и продуктивной деятельности. Работа получается творческой, интересной, в результате – всегда есть продукт деятельности. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет взрослым научиться по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности в дальнейшем можно применять самостоятельно.
Нами были выделены блоки «Общение», «Развитие», «Воспитание», на основании которых был составлен перспективный плана на учебный год. Для реализации перспективного плана были созданы картотеки игр, презентации, составлены анкеты и бланки обратной связи, информационные листы, разработаны памятки. Все это помогло разработать свои психолого-педагогические гостиные (Приложение 2,4,6).
Основная цель проведения тематических психолого-педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать личность ребенка с помощью родителей, педагогов и при их активном участии. В любой ситуации психолог должен стремиться привлечь родителей и педагогов к детской игре, дать им почувствовать ее значимость. Это способствует пониманию и принятию внутреннего, субъективного мира ребенка; помогает объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах развития ребёнка; способствует созданию условий для его самореализации.
В своей работе я опиралась на материалы книги И. Ю. Запорожец «Психолого-педагогические гостиные в детском саду», в которой разработаны конспекты проведения гостиных, но, как было уже сказано выше, в планировании мы опирались на интересующие нас темы.
Автором предложено проведение гостиных в старшей и подготовительной группе, совместно с детьми. Но так как специфика нашего детского сада такова, что преобладают группы более младшего возраста, а проблемы есть везде, нами были разработаны и проведены психолого-педагогические гостиные, в которых принимают участие как родители с детьми, так и только взрослые. Кроме того, работа по проведению гостиных предполагает взаимодействие специалистов. С тематикой и примерными разработками можно ознакомиться в приложениях (Приложение 2, 4).
Структура каждой гостиной состоит из четырех частей:
Приветствие ( обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте», «Волшебный клубок», «Ласковое имя» и т. д., которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).
Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, если это тема «Моя семья. Семейные традиции», то проводятся игры «Помоги взрослым найти своих детей», «Узнай своего ребенка» и пр.)
Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа. Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).
Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и пр., а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения», коротких опросов типа «Мне больше всего понравилось…» (Приложение 3).
Опыт моей работы был представлен на региональной научно-практической конференции в апреле 2012 в сборнике статей, а также в феврале 2012 года на базе нашего ДОУ был проведен семинар в форме гостиной в рамках фестиваля педагогического мастерства.
В результате анализа проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях.
Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают.
Взрослые (как родители, так и педагоги) начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства.
Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в дошкольный период, на первоначальном этапе развития личности.
Кроме этого, условия работы гостиной позволяют психологу в доверительной форме проговорить родителям те или иные аспекты проблемы, выяснить их мнение, дать консультацию.
Повышается социально-психологическая компетентность педагога или родителя.
Психолого-педагогическая гостиная может нести в себе психотерапевтический эффект : играя, человек лечит себя. Еще Л. С. Выготский сказал, что «Именно игра является источником развития дошкольника, создает зону ближайшего развития – возможность перехода ребенка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешность ребенка».
Сегодня я предлагаю вам самим принять участие в психолого-педагогической гостиной. (психолог приглашает желающих в круг)
Тема нашей сегодняшней встречи «Сказка ложь!» (Полная разработка проведения ППГ «Сказка ложь!» представлена в Приложении 4).
I. Приветствие.
Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Как попасть в сказку» (авторское). Оно поможет нам снять усталость, раздражение, зарядит положительными эмоциями.
Я буду читать стихотворение, а вы – выполнять действия по ходу. Стихотворение такое:
Я не спал, я не ел –
В сказку я попасть хотел.
Я искал себе дружка,
Чтобы верная рука,
Чтобы было много сил,
Чтоб в пути не подводил.
Вот мы встретились глазами (ищем глазами пару,
Вот мы встретились руками (беремся за руки с выбранным человеком,
Обнялись и подружились (обнимаемся)
Будто в сказке очутились! (улыбаемся, расходимся).
II. Основная часть
- Что ж, молодцы, присаживайтесь в круг. Давайте представим себе, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые, а сказочные шарики, поскольку цвет шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, я – Людмила, у меня - зеленый шарик.
Ключ к цветовой диагностике настроения:
Белый – самообладание
Серый – тревожность, замкнутость.
Черный – конфликт, протест, негативизм.
Красный – активность, динамичность.
Розовый - радость.
Оранжевый – благополучие, веселье.
Коричневый – зависимость, асоциальность.
Желтый – оптимизм, бодрость.
Зеленый – внутренняя сила, спокойствие.
Голубой – расслабленность, печаль.
Синий – спокойствие, отсутствие напряженности.
Фиолетовый – депрессивно-меланхолическое состояние, неуравновешенность.
В последнее время мы все очень заняты, куда-то спешим, нам стало гораздо проще посадить детей перед телевизором или компьютером, нам сложно найти 10-15 минут, чтобы почитать своим детям. А иногда можно услышать, что развивающая программа гораздо полезнее, чем чтение примитивных сказок. Между тем, уже есть исследования, говорящие о том, что проблемы с речью наиболее часто возникают именно у тех детей, которых рано усадили за телевизор или компьютер, так сказать, развиваться, что именно чтение и рассказывание сказок несет огромный развивающий потенциал. Ведь недаром же существует целое направление в психологии – сказкотерапия. Оказывается, есть сказки, которые детям понятны даже на уровне слогов, вот послушайте и угадайте, какая это сказка:
- По де ре. Вы ре бо-пребо. Ста де ре тя. Тя-потя – вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре. Тя-потя - вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре. Тя-потя – вы не мо…
Конечно же, это «Репка»! Именно народные сказки таят в себе вековую мудрость. Собиратель и исследователь сказок В. П. Аникин указывает: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека». В каждой сказке живет душа. Недаром же психоаналитики рекомендуют маленьким детям читать именно народные сказки, т. к. авторская сказка всегда несет в себе что-то от автора. Например, если мы вспомним героев сказок Г. Х. Андерсена. Кто Это? Гадкий утенок, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик… Каждый герой – с какой-то проблемой. Да и у самого автора была проблема – он был лишен женской любви.
Сказка очень и очень информативна. Язык сказок сближает людей.
Не раз я слышала вопрос: «Ну что хорошего в сказке «Колобок»? Она жестокая». С точки зрения психоанализа – замечательная сказка. Это так называемая «мальчиковая» сказка, она готовит мать к тому, что ее сын «выкатится» из семьи и женится (лиса съедает колобка – лиса – это ни что иное, как жена). А сказка «Курочка Ряба»? Что ни образ, то символ. Например, били – уму-разуму учили. Мышка хвостиком махнула – да конечно же это женщина, которая уведет сына из семьи! Опять-таки сказка готовит и мать, и ребенка к взрослению. Ничего нет случайного в народном слове!
Игра «Сказочные атрибуты». Предлагаю вам выбрать какой-либо из сказочных атрибутов (Какие вы знаете? Волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ступа, ковер-самолет и т. д.). Представьте его себе и продемонстрируйте другим участникам при помощи вербальных и невербальных средств. А остальные должны угадать, какой сказочный атрибут был показан.
Общие для многих сказок структура и содержание содержат такие ценности и убеждения, которые сопоставимы с миром реальным. Многие образы и сюжеты сказок направлены на удовлетворение важнейшей потребности человека – быть созидателем своего собственного мира и его активным преобразователем.
Недаром поэт В. Жук сказал: Вы – то, что вы едите.
Мы – то, что мы читаем.
Почему-то над качеством пищи мы задумываемся чаще, чем над качеством пищи духовной. Между тем, любая словесная информация точно также организмом обрабатывается. Поэтому мы должны заботиться и о качестве душевного питания своих детей. При этом сказки мы можем создавать сами или вместе со своими детьми. Возможно, мы сумеем решить какие-то проблемы во взаимоотношениях с ребенком, но несомненно – это будет развивать творческие способности у него.
III. Продуктивная деятельность
Практически в каждой сказке есть определенные проблемы и есть их решение. Давайте сегодня сами попробуем придумать сказку, содержащую решение, например, боязни темноты у маленького ребенка. Вам предлагаются материалы (картинки, клей, бумага). Вам необходимо за 5-7 минут сделать собственную книжку, можете придумать название сказки, текст писать необязательно, можете составить устно, главное - продукт – книга. (участники мастер-класса изготовляют книгу, представляют ее).
IV. Прощание.
Наша встреча подошла к концу. Помните, мы с вами представляли, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. А давайте сейчас посмотрим, какого цвета шарики мы держим. (участники называют цвета своего шарика, психолог отслеживает). Можете взять их себе в подарок.
Для осуществления рефлексии от увиденного и услышанного я прошу вас выполнить небольшое задание. Думаю, вы с легкостью с ним справитесь. (раздаются таблички с заданием) (Приложение 5). (участники мастер-класса заполняют таблицы).
Спасибо за работу.
Методический источник
1. Запорожец И. Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий 2010», 2010г. – 72с.
Список использованной литературы
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб. : Речь, 2007.
2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М. 6 АСТ – ПРЕСС, 1999. – 432с.
3. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 128с.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
5. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из Тридесятого царства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет – М. : Генезис, 2009. – 96с. (В помощь дошкольному психологу).
6. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/авт. -сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
8. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
9. Микляева Н. В. Создание эффективного взаимодействия с семьей : метод. пособие для воспитателей ДОУ/ Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 144с.
10. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М. : Обруч, 2012. – 176с.
11. Молчанова Л. А. Родительский клуб как форма психологической поддержки семей с детьми с ОВЗ//Справочник педагога-психолога, 2012, №11. – С. 58-75.
12. Монахова А. Ю. Психолог и семья : активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг: 2002.
13. Практические семинары для педагогов. Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт. -сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171с.
14. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/авт. -сост. С. В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.
15. Психологические аспекты работы с семьей. Сборник статей. – Иркутск: ИПКРО, 2012. – 210с.
16. Развитие игровой активности дошкольников. Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
17. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия/авт. -сост. М. В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103с.
18. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : Практич. пособие. В 4 томах. – М. : Генезис, 1998.
19. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия/авт. -сост. Е. В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкетирование родителей на начало учебного года.
Анкета №1.
1. Какие трудности Вы испытываете в воспитании своего ребенка?
- поведение
- развитие
- организация досуга
- ___
2. Требуется ли Вам помощь специалистов по различным вопросам воспитания и развития детей?
- да
- нет
3. В какой форме Вы хотели бы получать информацию по интересующим Вас вопросам?
-консультации
- практические занятия
- ___
4. Какие темы Вас интересуют в первую очередь?
___
Анкета №2.
Уважаемые родители, просим Вас отметить, какие, по-вашему, факторы влияют на развитие ребенка
№ п\п Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет
1. Планирование беременности
2. Ожидание ребенка определенного пола
3. Постоянство материнской заботы
4. Режим питания
5. Наказание
6. Поощрение
7. Стиль воспитания в семье
8. Порядок рождения ребенка в семье
9. Имя ребенка
10. Группа крови
11. Свой вариант
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематическое планирование психолого-педагогических гостиных
на 2012-2013 уч. г.
Месяц Тема ППГ Участни-ки Предварительная работа в группах Содержание игровой и продуктивной деятельности
Октябрь «Давайте жить дружно!» Дети, родители, воспитатели группы, психолог, муз. руководитель • игры, направленные на конструктивное взаимодействие между детьми
• беседа «Что такое дружба?»
• чтение худ. произведений и совместное обсуждение прочитанных произведений Игры: «Волшебный клубок», «Паровозик», «Передай по кругу», «Волшебное зеркало» и пр.
Продуктивная деятельность: изготовление пальчиковых красок и рисование планеты дружбы.
Домашнее задание: рисунок настроения
Ноябрь «Нетрадиционные техники рисования» Родители, педагоги, психолог, зам. зав. по ВМР • изучение литературы по проблеме
• семинар-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми»
• рисование с детьми различными техниками и организация выставок Игры: «Я не спал, я не ел…», «Связующая нить»
Продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к сказке «Колобок» нетрадиционными техниками
Домашнее задание: с детьми дома рисовать
Декабрь «Царство зимушки-зимы» Дети, родители, психолог, муз. руководитель • чтение худ. произведений и совместное обсуждение прочитанных произведений
• рисование на данную тему
Игры: «Снежки», «Морозный ветер - солнышко», «Танец снежинок, льдинок, снежных крупинок»
Продуктивная деятельность: рисование «Зимнее настроение»
Домашнее задание: прочитать сказки, где упоминается зима.
Февраль «Воспитываем настоящего мужчину» Родители, педагоги, психолог, инструктор по физ. культуре • беседы о русских былинах, «День защитника Отечества»
• изготовление подарков для пап
• чтение худ. произведений и совместное обсуждение прочитанных произведений Игры: «Переправа через болото», «Зыбучие пески», «Пройдем через пропасть», «Меткий стрелок».
Продуктивная деятельность:
Март «Любимым мамам» Дети, родители, воспитатели, психолог, муз. руководитель • беседы
• изготовление подарков для мам
• чтение худ. произведений и совместное обсуждение прочитанных произведений Игры: «Фруктовая корзинка», «Любящие родители», «Портрет с закрытыми глазами», «Детская мода»
Продуктивная деятельность: оформление сладких корзинок, чаепитие
Апрель «Страна мягких человечков» Родители, воспитатели, психолог • использование для лепки различных материалов: пластилин, глина, соленое тесто, пластика Игры: «Здравствуйте», «Паутинка», «Электрический ток», «Чайничек с крышечкой»
Продуктивная деятельность: оформление «Страны мягких человечков» из пластичных материалов
Домашнее задание: с детьми продолжить игру в «Страну маленьких человечков»
Май «Сказка ложь!» Родители, воспитатели, психолог, муз. руководитель • чтение сказок и обсуждение прочитанного
• рисование по сказкам и выставка рисунков Игры: «Как попасть в сказку», «Цвет настроения», «Сказочные атрибуты», «Интервью сказочного мира», «Что будет, если. ?».
Продуктивная деятельность: изготовление книги-сказки
Домашнее задание: сочинить с детьми свою сказку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Обратная связь
Просим Вас оценить продуктивность нашей работы
1. Оцените, на сколько сегодняшняя работа была для Вас полезной?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Вы узнали для себя что-то новое?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Станете ли Вы применять полученные знания в семье?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Оцените, на сколько необходимы подобные встречи?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Вам понравилось сегодня?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
До новых встреч!
Упражнение «Связующая нить»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Ход: Участники сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что понравилось, что хотят для себя и что могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к ведущему, участники закрывают глаза, представляют одно целое, ведущий проговаривает, что каждый из них важен и значим в этом целом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Тема: «Сказка ложь!»
Цель: расширение знаний родителей в области художественной литературы.
Задачи:
1. Повышение творческой активности.
2. Повышение педагогической и коммуникативной компетенции родителей.
3. Оптимизация сетевого партнерства семьи и детского сада.
4. Расширение границ самосознания и самопознания.
Участники : родители, воспитатели, педагог-психолог.
Предварительная работа: чтение сказок в группах, обсуждение прочитанного, рисование сказочных героев, выставка рисунков.
Материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки, памятки, материал для творчества (картинки, цветная бумага, клей и пр., аудиозаписи спокойной музыки.
Ход мероприятия
I. Приветствие.
Предлагаю выполнить упражнение, которое называется «Как попасть в сказку» (авторское). Оно поможет нам снять усталость, раздражение, зарядит положительными эмоциями.
Я буду читать стихотворение, а вы – выполнять действия по ходу. Стихотворение такое:
Я не спал, я не ел –
В сказку я попасть хотел.
Я искал себе дружка,
Чтобы верная рука,
Чтобы было много сил,
Чтоб в пути не подводил.
Вот мы встретились глазами (ищем глазами пару,
Вот мы встретились руками (беремся за руки с выбранным человеком,
Обнялись и подружились – (обнимаемся)
Вот и в сказке очутились! (улыбаемся, расходимся).
II. Основная часть
- Что ж, молодцы, присаживайтесь в круг. Давайте представим себе, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые, а сказочные шарики, поскольку цвет шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, я – Людмила, у меня - зеленый шарик.
Ключ к цветовой диагностике настроения:
Белый – самообладание
Серый – тревожность, замкнутость.
Черный – конфликт, протест, негативизм.
Красный – активность, динамичность.
Розовый - радость.
Оранжевый – благополучие, веселье.
Коричневый – зависимость, асоциальность.
Желтый – оптимизм, бодрость.
Зеленый – внутренняя сила, спокойствие.
Голубой – расслабленность, печаль.
Синий – спокойствие, отсутствие напряженности.
Фиолетовый – депрессивно-меланхолическое состояние, неуравновешенность.
В последнее время мы все очень заняты, куда-то спешим, нам стало гораздо проще посадить детей перед телевизором или компьютером, нам сложно найти 10-15 минут, чтобы почитать своим детям. А иногда можно услышать, что развивающая программа гораздо полезнее, чем чтение примитивных сказок. Между тем, уже есть исследования, говорящие о том, что проблемы с речью наиболее часто возникают именно у тех детей, которых рано усадили за телевизор или компьютер, так сказать, развиваться, что именно чтение и рассказывание сказок несет огромный развивающий потенциал. Ведь недаром же существует целое направление в психологии – сказкотерапия. Оказывается, есть сказки, которые детям понятны даже на уровне слогов, вот послушайте и угадайте, какая это сказка:
- По де ре. Вы ре бо-пребо. Ста де ре тя. Тя-потя – вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре. Тя-потя - вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре. Тя-потя – вы не мо…
Конечно же, это «Репка»! Именно народные сказки таят в себе вековую мудрость. Собиратель и исследователь сказок В. П. Аникин указывает: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека». В каждой сказке живет душа. Недаром же психоаналитики рекомендуют маленьким детям читать именно народные сказки, т. к. авторская сказка всегда несет в себе что-то от автора. Например, если мы вспомним героев сказок Г. Х. Андерсена. Кто Это? Гадкий утенок, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик… Каждый герой – с какой-то проблемой. Да и у самого автора была проблема – он был лишен женской любви.
Упражнение «Что будет, если. ?»
Инструкция: Участники анализируют сказки с точки зрения возможных форм поведения, стараясь найти реалистичность в сказочном посыле. Объясняют основные мотивы поведения таких сказок, как «Репка», «Колобок», «Морозко» и т. д.
Сказка очень и очень информативна. Язык сказок сближает людей.
Не раз я слышала вопрос: «Ну что хорошего в сказке «Колобок»? Она жестокая». С точки зрения психоанализа – замечательная сказка. Это так называемая «мальчиковая» сказка, она готовит мать к тому, что ее сын «выкатится» из семьи и женится (лиса съедает колобка – лиса – это ни что иное, как жена). А сказка «Курочка Ряба»? Дед – это мужчина, отслуживший армию (служили 25 лет, баба – женщина детородного возраста, Курочка Ряба – символ материнства в Древней Руси, яичко золотое – золотничком называли первого ребенка. Били – уму-разуму учили. Мышка хвостиком махнула – да конечно же это женщина, которая уведет сына из семьи! А простое яичко, которое курочка предлагает снести – младший сын всегда оставался при родителях. Опять-таки сказка готовит и мать, и ребенка к взрослению. Ничего нет случайного в народном слове!
Упражнение «Интервью сказочного мира». Давайте представим себе, что мы дети, которые знают только сказки. И все, что нам известно о мире, мы взяли только из сказок. Но чтобы понять сказку, нам надо определить целый набор представлений и сформировать ряд образов. Итак, как же выглядит сказочная модель мира?
Какая-то беда в начале и счастливый конец.
Наличие помощников и вредителей.
Трансформация героя – к концу сказки он не такой, как в начале, обычно он становится сильнее, значимее, умнее…
Иное царство – оно где-то далеко, там другие законы, и там есть что-то нужное, за чем приходится идти.
Герой один – не смотря на всех друзей и помощников, он идет один, и женится потом только он.
и пр.
Общие для многих сказок структура и содержание содержат такие ценности и убеждения, которые сопоставимы с миром реальным. Многие образы и сюжеты сказок направлены на удовлетворение важнейшей потребности человека – быть созидателем своего собственного мира и его активным преобразователем.
Игра «Сказочные атрибуты». Предлагаю вам выбрать какой-либо из сказочных атрибутов (Какие вы знаете? Волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ступа, ковер-самолет и т. д.). Представьте его себе и продемонстрируйте другим участникам при помощи вербальных и невербальных средств. А остальные должны угадать, какой сказочный атрибут был показан.
Недаром поэт В. Жук сказал: Вы – то, что вы едите.
Мы – то, что мы читаем.
Почему-то над качеством пищи мы задумываемся чаще, чем над качеством пищи духовной. Между тем, любая словесная информация точно также организмом обрабатывается. Поэтому мы должны заботиться и о качестве душевного питания своих детей. При этом сказки мы можем создавать сами или вместе со своими детьми. Возможно, мы сумеем решить какие-то проблемы во взаимоотношениях с ребенком, но несомненно – это будет развивать творческие способности у него.
III. Продуктивная деятельность
Сказка пробуждает творческие силы человека. Давайте сегодня сами попробуем придумать сказку, содержащую решение, например, боязни темноты у маленького ребенка. Вам предлагаются материалы (картинки, клей, бумага). Вам необходимо за 5-7 минут сделать собственную книжку, можете придумать название сказки, текст писать необязательно, можете составить устно, главное - продукт – книга. (изготовление книги, представление ее).
IV. Прощание.
Наша встреча подошла к концу. Помните, мы с вами представляли, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. А давайте сейчас посмотрим, какого цвета шарики мы держим. (участники называют цвет своего шарика). Можете взять их себе в подарок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
РЕФЛЕКСИЯ
№ п/п Задание Ответ
1. Определите правильный порядок этапов проведения гостиной Основная часть
Приветствие
Прощание
Продуктивная деятельность
2. На каком этапе можно провести данное упражнение:
Психолог : Сейчас мы будем играть в парах. Сначала родители будут большими надувными мячами, а дети насосами, которые надувают мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, Насосы! Вы должны активно надувать мячи. Начали!
3. На каком этапе происходит следующее событие:
Психолог : А теперь посмотрите на синий лист бумаги. Это кусочек мира звезд. Пока на нем нет ни одной звезды, а мы создадим свой собственный мир звезд!
4. Придумайте тему своей гостиной
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
«ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ»
Передай движение
Участники становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение ( например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д., затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.
Передай настроение
Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим
Разговор сквозь стекло
Психолог помогает участникам разбиться на пары, а затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход — на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнер все равно вас не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли».
Найди своего брата или сестру
Собрав всех вокруг себя, психолог говорит : «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми? И только через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, говорят на своем языке и ищут другого ребенка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей.
Из семечка — в дерево
Участники стоят в кругу. Психолог стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый (садовник) очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя, улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети свернутся на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
«СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ»
Сороконожка
Психолог рассаживает участников на полу и говорит : «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Психолог помогает построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Участники, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.
На тропинке
На полу чертится узкая полоска. Психолог обращает внимание участников на полоску : «Это — узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Психолог помогает разбиться на пары и наблюдает вместе с остальными за тем, как по тропинке проходит очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу.
Мостик
Задание такое же, как и в предыдущей игре, только одному из участников в паре психолог завязывает глаза, а другой должен провести его так, чтобы его слепой партнер не упал в воду.
Продолжи движение
Участники стоят в кругу. Психолог предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так — по кругу». Взрослый предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и т. д.). После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывали все желающие.
Заводные игрушки
Психолог просит участников распределиться на пары: «Пусть один из вас будет заводной игрушкой, а другой — ее хозяином. Потом вы поменяетесь ролями. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными. Даю вам две минуты для того, чтобы договориться, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет, и порепетировать управление пультом». Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем меняются ролями.
«ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ»
Шторм
Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Психолог собирает участников вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм — одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками.
Кто смешнее засмеется
Психолог рассаживает участников вокруг себя и говорит: «В одной стране правил Король-Смех и была у него жена Королева-Хохотунья. А еще у них было много-много детей-Смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и смеялись с утра до вечера. И вот однажды в страну Смеха пришел чужестранец. Его приняли очень гостеприимно и, конечно же, попросили рассказать о тех странах, в которых он побывал. И тогда путник поведал им, что на все соседние государства напала страшная болезнь, — люди перестали смеяться и плакали круглые сутки. Долго не спало в эту ночь королевское семейство и все гадало, как же помочь соседям. А наутро Король-Смех и Королева-Хохотунья собрали своих детей-Смешинок и снарядили их в дорогу, чтобы они разбрелись по свету и научили людей смеяться. С тех пор так и бродят Смешинки по миру, и везде, где бы они ни появились, раздается смех и люди начинают веселиться. И только один раз в году все Смешинки возвращаются в свое королевство, чтобы навестить Короля и Королеву и увидеть друг друга. Что тут начинается! Они смеются так искренне и громко, что земля ходит ходуном. Давайте сегодня устроим праздник смеха и будем все вместе смеяться искренне и радостно, как Смешинки. Договорились? Тогда начали. А я посмотрю, кто из вас смеется смешнее». Психолог начинает заразительно смеяться, подходит к каждому, смеется вместе с ним, подзывает других участников.
Заблудившиеся дети
Психолог собирает участников и предлагает им пройтись по лесу: «Давайте представим, что все мы отправились в лес: собираем грибы, весело резвимся на полянке, ловим бабочек, рвем цветы. Солнышко ласково греет нас, а легкий ветерок нежно треплет наши волосы». Все ходят по комнате, представляя себя в лесу. Через некоторое время взрослый вновь собирает участников вокруг себя и говорит: «Наступает вечер, небо темнеет. Знаете, в лесу вечер наступает гораздо быстрее, чем в городе. Становится холодно, пора домой. А дороги домой мы и не знаем! Похоже, мы заблудились. Темнота окутывает нас со всех сторон, ветки деревьев неприветливо и страшно шелестят. Давайте прижмемся друг к другу, чтобы согреться, и попробуем идти вперед. Мне страшно и холодно, я вся дрожу. А вы? Давайте попробуем позвать на помощь, вдруг нас кто-нибудь услышит? Ау! Ау! Прижмитесь друг к другу крепче, а то замерзнете или потеряетесь!» Через несколько минут блужданий воспитатель говорит: «Боюсь, сегодня нам не добраться до дому. Еще забредем куда-нибудь и вообще никогда не выберемся отсюда! Я разожгу костер, чтобы мы смогли у него погреться. И я спою вам колыбельную». Дети рассаживаются вокруг костра, греют руки, жмутся друг к другу, воспитатель поет им тихую песенку. «А вот и утро! Ой, смотрите, вон дорога. Какие же мы глупые, всю ночь сидели в лесу в двух шагах от дороги домой. Зато сколько приключений!»
«ВЗАИМОПОМОЩЬ»
Старенькая бабушка
Психолог делит участников на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей, купить лекарство и привести по той же дороге домой.
Гномики
Для игры нужны колокольчики (или погремушки) по числу участников. Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть). Взрослый предлагает поиграть в гномиков. У каждого из гномиков есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу — он может загадать любое желание, и оно когда-нибудь исполнится. Участники получают колокольчики. «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Участники по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать, у одного из наших гномиков не звенит колокольчик! Это такое для него несчастье! Он теперь не сможет загадать желание. Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем исполнить его желание? (предлагают свои решения.) А может быть кто-то уступит на время свой колокольчик, чтобы гномик мог позвенеть им и загадать свое желание?» Обычно кто-то из детей обязательно предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность ребенка и одобрение группы и взрослого.
«ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ»
Обзывалка
Психолог собирает участников вокруг себя и говорит: «Пусть один из нас будет Обзывашкой. Его задача придумать и сказать как можно больше обидных прозвищ. Другой пусть будет грустным и обиженным ребенком. Все остальные должны утешить его, придумывая ему добрые прозвища и говоря о том, какой он хороший. Потом мы поменяемся ролями». На роль Обзывашки лучше всего назначать наиболее проблемных и агрессивных детей.
Спящая красавица
«Когда-то очень-очень давно злой-презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жила в замке неподалеку. Он усыпил ее, и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто-нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое и ласковое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие девочки не побудут в роли Спящей красавицы.
Добрые волшебники
Участники сидят в кругу. Ведущий рассказывает очередную сказку: «В одной стране жил злодей-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети». Как правило, многие дошкольники охотно берут на себя роль заколдованных. «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Представляя себя добрыми волшебниками, они по очереди подходят к заколдованному другу и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.