ольга сергеева
Мастер-класс для педагогов «Эбру — танцующие краски на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эбру – танцующие краски на воде»
Автор: Сергеева Ольга Владимировна, воспитатель
высшей квалификационной
«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
(В. Л. Сухомлинский).
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Эбру — танцующие краски на воде“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2021
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. В последнее время очень популярными в развитии детей стали нетрадиционные виды рисования. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Поэтому, сегодня я хотела бы остановиться и рассказать о давно забытой технике Эбру.
«Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство Эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.
Техника Эбру - древнейшая восточная техника живописи искусство рисования на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры. О названии доподлинно известно, что в персидском языке есть слова «об» (вода) и «ру» на, соответственно «обру», адаптированное в турецком как «Эбру», значит «на воде». Еще недавно это искусство могло исчезнуть в Турции и стать только красивым воспоминанием. Однако сегодня традиции Эбру бережно сохраняются, оберегаются и популяризируются.
Для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань.
Как и для любого творческого процесса, прежде всего, нужно приобрести материалы. В древние времена требовалась даже специальная вода, содержащая сок растения Астралагус. Он позволял жидкости быть вязкой. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель, также как и краски. Шило и гребень – важные части инструментов. Первое должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Последнее служит для того, чтобы рисунок был ровным. Мастера при помощи гребня контролируют узор изображения. Для первого раза стоит приобрести набор для рисования Эбру.
Проработав с детьми более 17 лет, я пришла к выводу, что нетрадиционные техники рисования необходимы, как никому другому. Я поняла, что детям не хватает ещё больше уверенности в себе, ещё больше воображения и ещё больше самостоятельности.
Для решения этой проблемы, стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Более интересным, для моих воспитанников, мне показалось, будет техника рисования Эбру и я не ошиблась! С помощью, которой, возможно, развивать у детей интеллект, учить, нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».
«Эбру» требует много финансовых затрат. Тогда я нашла замену – молоко и вместо специальных красок, я взяла пищевые красители. Также можно купить гуашь, она дает относительно яркие, но в тоже время пастельные оттенки и почти не смешивается с молоком. Ну, а чтобы получить очень яркие и насыщенные узоры лучше поискать в продаже цветную тушь, она даст интенсивные цвета, будет заворачиваться в узоры, создавая эффект мрамора. Работа в технике рисования на молоке проходит в несколько этапов:
1. В поднос и налить молоко —2,5% жирности;
2. Опустить кисточку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра;
3. Берём палочку и рисуем разные линии, узоры на молоке.
4. Обильно смочите кончик ватной палочки средством для мытья посуды. Аккуратно поместите кончик в самый центр тарелки, окунув его на 23 мм. Ждите и — наслаждайтесь!
5. Процесс получения оттиска на листе бумаги.
Предлагаю рассмотреть работы, выполненные детьми средней группы. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой техники?
Теперь уважаемые коллеги, предлагаю вам окунуться в мир детства и немного порисовать. Приглашаю Вас пройти за столы (по 2-3 человека за стол).
Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер- класса. Подведение итогов выполненной работы участниками.
Краски на воде, молоке во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о результате, отдавшись очарованию самого процесса! В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение этой техники в детском саду.