Ольга Переверзева
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Сказки — Шумелки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: распространение педагогического опыта по использованию
сказок-шумелок в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: дать педагогам теоретические представления о сказках-шумелках;
познакомить педагогов с алгоритмом работы со сказкой;
дать методические рекомендации в повествовании сказки;
продемонстрировать методы и приемы из личного опыта работы;
заинтересовать педагогов и вовлечь в творческий процесс;
озвучить русскую народную сказку «Пых».
Используемое оборудование:
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Сказки — Шумелки“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
- картотека сказок-шумелок,
- музыкальные инструменты и игрушки шумелки, (барабан, пакеты, муз. молоточки, дер. палочки, трещотка, орехи,щетка, ткань, металлофон,ложки, ксилофон, маракасы, пустая коробка, натянутая резиночка,
-маски ежа, комаров, пчел.
-фоновая музыка и проигрователь.
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ.
Место проведения: музыкальный зал.
Предварительная работа: изготовление масок, подбор инструментов и игрушек-шумелок,
Ход мастер класса:
Музыкальный руководитель : Добрый день, дорогие коллеги. Сегодня вашему вниманию я хочу представить сказки – шумелки. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением способствуют развитию произвольного внимания, слуховой памяти, выдержки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. "Шумелкой" она называется потому, что дети (либо при помощи педагога, рассказывая сказку, дополнительно озвучивают ее шумовыми музыкальными инструментами, делая интересней и ярче. Развлекая и очень радуя детей, занятия по разучиванию сказки помогают решать актуальные проблемы развития внимания.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. Развитие мелкой моторики рук, метроритмического чувства, способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на ударно-шумовых музыкальных инструментах. В процессе игры на детских музыкальных шумовых инструментах решаются следующие задачи:
- знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них
- пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности
- способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья
- развитие творческого потенциала
-, коллективных навыков игры
-формирование художественного вкуса
- развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива
- преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка.
Подбирая доступный детям литературный материал, я способствую проявлению свободы самовыражения, развитию фантазии, эмоциональности, артистизма, развиваю мелкую моторику.
Показатели достижения результатов: Дети сами могут после прослушивания сказки подобрать нужные по тексту музыкальные инстременты, сами могут выразительно рассказывать небольшую сказку, делая акцент на местах, которые нужно озвучить, умеют вести диалог в сценке – озвучке.
Рекомендации по проведению занятия:
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
А сейчас предлагаю вам представить себя в роли воспитанников и попробовать озвучить небольшое произведение. Но сначала мы сделаем презентацию инструментов. (из чего он сделан, для чего нужен и как на нем играть).
Вам понадобятся:
барабан, пакеты, муз. молоточки, дер. палочки, трещотка, орехи, щетка, ткань, металлофон, ложки, ксилофон, маракасы. Также пригодятся маски, для элементов театрализации.
Звук живет в любом предмете
Сколько их - посмотри!
Звук- шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
«Сказка-шумелка «Пых»
Жили-были дед да бабка и была у них внучка – Машенька.
Дед мастерил : молотком стучал
Барабан, муз. Молоточки, дер. палочки,
и пилой пилил.
Трещётка/расчёска
Бабка пол подметала: щётка по барабану, ладошка об ладошку,
И пыль вытирала.
Гладить тряпкой барабан
А Машенька ничего не делала, только бегала и прыгала
Металлофон
Вот как-то Машенька и говорит: «Дедушка, принеси мне ягод, пожалуйста!» Дедушка и пошё л в огород: сначала по полу
маракасы/ложки
Потом по камушкам,
ксилофон/орехи
А потом по травке
Пакет (целлофановый)
Подошёл дед к грядке, вокруг тихо, только пчё лки жужжат:
«Ж-Ж-Ж»
и комарики пищат
«з-з-з»
И только хотел дед ягодку сорвать, как кто-то
на него громко фыркнет:
Фыркать: пах-пых-пых…
Дед испугался и домой побежал.
ксилофон и барабан/барабаним пальцами по пустой коробке
Прибежал и говорит: «Я ягод не принёс. Там, в огороде, какой - то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька бабушке и говорит: «Бабушка! Принеси мне ягод, пожалуйста!». Бабушка и пошла в огород: сначала по полу
маракасы/ложки
потом по камушкам,
ксилофон /орехи
а потом по травке.
Пакет (целлофановый)
Остановилась бабушка у грядки. Вокруг тихо, только пчёлки жужжат
«Ж-Ж-Ж»
и комарики пищат.
«З-З-З»
И только хотела бабушка ягодку сорвать, вдруг кто-то на неё как зафыркает:
Фыркать: пах-пых-пых…
Бабушка испугалась и домой побежала.
Барабан/ барабаним пальцами по пустой коробке
Прибежала и говорит: «Я ягод не принесла. барабаним пальцами по пустой коробке Там, в огороде, какой -то страшный Пых сидит».
Тогда Машенька говорит:
«Раз вы такие трусишки, я сама пойду!». Пошла Машенька в огород: сначала по полу,
маракасы/ложки
потом по камушкам
ксилофон/орехи
а потом по травке.
Пакет (целлофановый)
Остановилась Маша у грядки, и только хотела Маша ягодку сорвать, как кто-то на неё как зафыркает:
Фыркать: пах-пых-пых…
А Маша и не испугалась. Смотрит, а в траве на грядке ёжик маленький. Потрогала Маша его колючки одним пальчиком.
Струнный или натянутая резиночка
Положила на землю платочек, взяла палочку и скатила его на платочек.
металлофон
Принесла Маша ёжика в платочке домой и молоком напоила. А ночью ёжик не спал и по комнате бегал.
Барабанить пальцами.
Вот так с помощью музыкальных и самодельных инструментов можно рассказывать сказки. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместное музицирования.
Дарите музыку друг другу
Чтоб каждый день и каждый час
Она жила в сердцах у нас.
Вот на этой веселой ноте мы с Вами прощаемся. Спасибо за внимание!
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?
Использованная литература:
- Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
- Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
-Радынова О. П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
Интернет-ресурсы:
https://www.resobr.ru/materials/47/39830
https://dou51.rybadm.ru/talesnoise.html
https://dohcolonoc.ru/master-klasy/3327-master-klass-netraditsionnye-priemy-v-razvitii-muzykalnosti-doshkolnikov.html
https://dohcolonoc.ru/master-klasy/3327-master-klass-netraditsionnye-priemy-v-razvitii-muzykalnosti-doshkolnikov.html