Ольга Палий
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Изготовление куклы-оберега «Мотанка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения
для детей старшего дошкольного возраста
и родителей по изготовлению куклы – оберега «Мотанка» 2024
Цель: изготовление народной куклы – оберега.
Задачи:
- развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа, - знакомить с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Мотанка»;
Публикация «Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста и родителей „Изготовление куклы-оберега „Мотанка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- знакомить с обрядовым значением куклы «Мотанка»;
- создавать благоприятные условия для развития творческих способностей дошкольников и их родителей при изготовлении народной куклы;
- вызывать интерес к данному виду творчества;
- создавать эмоционально положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Ход развлечения:
Под народную музыку дети входят в зал, где их встречает Мастерица, и садятся на стульчики перед столами. Родители сидят за столами для рукоделия.
1-ая Мастерица: Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам дня! Проходите, присаживайтесь по - удобнее! Сегодня мы собрались, как раньше в давние времена собирались на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели, да делились друг с другом секретами своего мастерства.
Давайте сядем все рядком, да поговорим ладком. А о чем будет наша беседа – угадайте:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (ответы детей).
1 – ая Мастерица: Вы совершенно правильно отгадали загадку. Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не простой, а народной.
Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает.
На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня у нас для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия. Кто в куклы не играет, тот счастья не знает. Есть такая русская народная поговорка.
В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими исконно русскими тряпичными куклами.
В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. Куклы были разные и делали их из различных материалов: из дерева, из соломы, из глины. Куклы были тряпичные, из ниток, бумажные, вязанные и т. д.
Мастерица подходит к столу, где представлены куклы из ниток, лежат клубки из ниток.
1-ая Мастерица: Предлагаю вам, ребятки, отгадать мою загадку:
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод.
- Правильно, это клубок ниток (показывает).
Кукла -оберег из ниток пользовалась большой популярностью у жителей Древней Руси. В те времена славяне часто изготавливали такие тряпичные талисманы, так как верили, что они охраняют семью от бед, несчастий, привлекают счастье и изобилие.
1-ая Мастерица: Я предлагаю вам немного поиграть и перед работой свои пальчики размять!
Игра «Намотай нитки на клубок»
Мастерица вызывает 3 детей, а они уже приглашают своих родителей для игры. Кто быстрее намотает нитки на клубок.
1-ая Мастерица: Спасибо большое, все постарались! А мы продолжаем разговор о куклах и игрушках.
Мастерица подходит к столу, где представлены куклы из дерева, лежат деревянные народные шумовые инструменты.
- Самыми простыми в изготовлении считаются детские деревянные игрушки. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было дерево. Делали эти игрушки в виде людей, животных и даже птиц. Так же наши предки из дерева делали домашнюю посуду и музыкальные инструменты.
Вы послушайте немножко,
Как сыграем мы на ложках!
Бубном тоже позвеним,
Всех развеселить хотим!
Вы, ребята, выходите,
Свое уменье покажите!
Выходят дети, берут музыкальные инструменты и исполняют
Оркестр «Добрый мастер».
После игры убрать инструменты и сесть на свои места.
1-ая Мастерица: Спасибо дети! А мы продолжаем разговор о куклах и игрушках.
2 –ая Мастерица подходит к столу, где представлены куклы из тряпок.
- Послушайте, ребята небольшое четверостишье:
«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»
Игра «Мишка и Маша» (догонялки)
Дети под музыку передают друг другу Машу и Медведя: медведь должен догнать Машу.
После игры садятся на свои места.
2-ая Мастерица: Тема нашего мероприятия: «Изготовление старинной народной куклы «Мотанка».
- Прежде, чем приступить к работе, немного интересных фактов из истории возникновения кукол:
В старину, как в принципе и сейчас, такая кукла считалась особым оберегом домашнего очага, который приносил достаток и удачу.
Кукла – мотанка, или еще ее принято называть узелковая кукла, получила такое название благодаря специфической технике изготовления, а именно - мотанию. При изготовлении такого оберега не используется игла с нитью, все части и детали мотаются с помощью нити.
Каждый элемент куклы - мотанки является обязательным и имеет символический смысл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток.
Цвет нити, используемый при создании мотанки, тоже важен. По традиции все элементы скрепляли красными нитями.
Еще одной особенностью такой куколки является то, что она безликая.
С давних времен существует три вида кукол - мотанок :
младенец, невеста и берегиня.
Мотанка - младенец делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье.
Куклу-невесту делали для невесты, ей шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца.
Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня, главная задача которой заключалась в защите дома и его жителей от всевозможных неприятностей – бедности, завистников, нечисти. Берегиню делали женщины и совсем еще маленькие девочки. Ее также дарили в подарок.
Создать такую куклу не сложно. Главное делать ее с душой и светлыми мыслями!
Эта технология хороша тем, что при изготовлении куклы вам не понадобятся ни ножницы, ни иголки, не используются острые опасные предметы. Если в ходе работы вам все -таки понадобятся ножницы, то обязательно нужно обратить внимание детей на правила работы с ножницами.
- А сейчас ребята прочитают стихи.
Выходят двое детей и читают стихи.
- Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине.
Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
• три отреза ситцевой ткани круглой формы диаметром 29 х 29 см, 27 х 27 см, 25 х 25 см для юбок, треугольник ткани для косынки, шарик из ваты.
• квадрат белой ткани 23 х 23 см. для рубашки
• нитки белые или красные, ножницы.
- Перед Вами лежат лоскуты круглой формы разного диаметра и разного цвета. Выберите по своему желанию любую ткань трех разных диамеров.
Пошаговое изготовление куклы - мотанки :
1. Берем вату и катаем плотный шарик. В центр самого большого круга вкладываем вату и туго перематываем ниточкой.
2. Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.
3. Теперь, возьмите белый, самый маленький круг и накладываем его на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы.
4. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем опять же красной ниткой.
5. Последний штрих – завязать косынку. Её можно провести под руками и завязать на спине или обвязать вокруг шеи.
2-ая Мастерица: Уважаемые родители, мы благодарим Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме!
Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда общайтесь со своей куколкой, и тогда Счастье и Радость непременно будут с Вами!
- А сейчас предлагаю всем вместе поиграть в народную игру «Золотые ворота».
Всем большое спасибо за участие!
Дети и родители под музыку выходят из зала.