Лучший педагог года

Мастер-класс «Детская мультипликация с использованием двухцветного квадрата В. Воскобовича как средство развития инициативы»

Кристина Красюк
Мастер-класс «Детская мультипликация с использованием двухцветного квадрата В. Воскобовича как средство развития инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная образовательная система для всестороннего и творческого развития детей требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий. С одной из которых мы с вами сегодня познакомимся, ею является игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича, а именно его «Волшебный двухцветный квадрат». Но прежде обратимся к определению понятий заявленных в теме, это «детское творчество» и «инициатива», а также «мультипликация». Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина под «детским творчеством» понимают создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка или же детская мультипликация). Что же касается детской инициативы, то ее можно определить как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

Публикация «Мастер-класс „Детская мультипликация с использованием двухцветного квадрата В, Воскобовича как средство развития инициативы“» размещена в разделах

Для развития творчества и инициативы у детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

• создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ по разным уровням активности, склонностям и интересам детей;

• использование необходимых методов, средств и приемов в различных видах деятельности.

Мультипликация в детском саду- это инновационная форма, основанная не только на совместной деятельности педагога и детей, но и самостоятельной деятельности детей, в результате, которой создаётся мультфильм.

В. В. Воскбович и его игровая технология «Двухцветный квадрат»:

Вячеслав Вадимович Воскобович житель Санкт — Петербурга, в прошлом физик, инженер, изобретатель. Отец двоих детей. Именно они и вдохновили его на изобретение новых развивающих пособий. Так как рождение его детей пришлось на нелегкое время перестройки, где в магазинах были только пустые полки, ни о каких развивающих пособиях не было и речи, трудно было достать даже обычную пирамидку. Автор хотел сделать такие игрушки, которые были бы интересны не один раз: не поиграл и забросил, а чтобы раз за разом в одной и той же игре открывались новые возможности. И это ему с успехом удалось. Созданные им игры помогают не только разнообразить времяпрепровождение детей, но и способствуют их полноценному развитию.

Технология В. В. Воскобовича, включает в себя учебно-игровой комплекс, конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами («Геоконт», «Кораблик Плюх-Плюх», «Лепестки», «Волшебный квадрат», «Чудо – Крестики» «Коврограф Ларчик» и т. д.).

Сегодня я хочу познакомить вас с таким игровым пособием, как «Волшебный квадрат». Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет, предлагается двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т. д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.

Волшебный квадрат, представляет собой тканевую основу, на которую наклеены треугольники. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать.

Занятия с «Волшебным квадратом», развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук, творческие способности, инициативу и умение конструировать.

Технология обучения Вячеслава Воскобовича основана на проведении занятий в виде увлекательной истории с различными персонажами. Особенность методики заключается в активизации через игровой процесс 3 основных чувств ребёнка: зрения, слуха и осязания. Во время таких занятий у малыша появляется интерес к обучению, а информацию он усваивает быстрее, чем при простом заучивании материала.

Методика работы с игровым квадратом состоит из 3х основных этапов:

1й этап работы - это узнавание смоделированного образа!

На 2-м этапе - очень важно научить детей работать по словесной инструкции.

Например: «Сложите ваши игровые квадраты по диагонали, получилась большая гора- треугольник. Теперь вершину этой горы-треугольника согните к основанию, возьмите за нижний правый угол и поднимите его вверх. У нас получилась очень многофункциональная фигура: это и ворона – зимующая птица, и житель морских глубин – морской конек, и потерянная золушкой туфелька».

3й этап – это творчество! В процессе свободного манипулирования с квадратом, дети обнаруживают признаки знакомых объектов живой или не живой природы, играют с ними, составляют рассказы. То есть, после того, как дети усвоили материал зрительно, хорошо воспринимает по слуху основные понятия – уже включается абстрактное мышление, фантазия, творчество. Дети самостоятельно придумывают предметы и схемы их составления.

Цель опыта: создание условий для развития детского творчества и инициативы у детей дошкольного возраста при создании детской мультипликации используя двухцветный квадрат В. В. Воскобовича.

Задачи:

1. изучить и проанализировать научную литературу по обозначенной проблеме, познакомиться с опытом коллег;

2. создать картотеку игр и сказок с использованием двухцветного квадрата;

3. научить детей создавать мультфильм из отдельных кадров, а так же соединять его в короткометражный мультфильм;

4. определить показатели эффективности использования данного приема ;

5. проанализировать полученные результаты.

Данная тема меня заинтересовала еще в прошлом учебном году, поэтому я решила эту тему с игровой технологией В. В. Воскобовича взять в качестве индивидуальной программы профессионального развития.

Я работаю с детьми трех- летнего возраста, поэтому нам для работы нужен именно двухцветный квадрат. Первым этапом моей работы являлось ознакомление с данным пособием и этапами работы с ним. Далее были отобраны схемы сложения данного пособия, разработаны картотеки сказок и игр с использованием «Волшебного квадрата». После чего необходимо было самостоятельно изготовить данное пособие. Затем происходило ознакомление детей дошкольного возраста с этим пособием, что соответствовало 1 этапу работы с данной игровой технологией. У детей Волшебный квадрат вызвал интерес и эмоциональный отклик, так как сразу возникло желание что-то из него составить. На этом этапе детям давалась возможность самостоятельно потренироваться в сложении.

Уже на втором этапе мы включали словесное объяснение взрослым и способ показа сложения различных фигур, еще обращая внимание на схемы. Включали данное пособие в ознакомление со сказками, где указанный квадрат моделировали с предложенными героями или предметами. Детям предлагалось самостоятельно сложить фигуры используя схемы- подсказки, без сопровождения взрослого.

Сейчас мы находимся на третьем этапе, где детям предложено для лучшего запоминания сюжетов сказок и других произведений составлять мультфильм из отдельных кадров, используя наш двухцветный квадрат, при котором дети самостоятельно озвучивают реплики из произведений.

Вашему вниманию, предоставляется видеофрагмент короткометражного мультфильма по сказке «Теремок».

Как вы успели заметить, дети уже легко самостоятельно трансформируют наш двухцветный квадрат, без сопровождения схем, знают последовательность сюжетов сказки для составления отельных кадров мультфильма. Непосредственно интерес у детей проявляется также и в том, что к работе мы подключаем гаджеты, которые помогают составлять мультфильм, и ребятам интересно наблюдать за результатом продукта их совместной деятельности. Творчество и инициатива проявляются в том, что кто- то из детей берет на себя роль оператора, другие в качестве актеров, ну а третьи создают небольшие декорации, рисунки необходимые по сюжету сказки.

Сейчас я Вас хочу окунуть в мир детства, предлагаю побыть детьми и вместе со мной пройти знакомство с квадратом Воскобовича. Сегодня перед нами стоит задача знакомства с квадратом Воскобовича, а именно второй этап работы.

В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама трапеция, папа прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у квадрата не было, но зато был дедушка четырёхугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко и поэтому часто писал письма. Однажды папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передаёт всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый квадрат мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли, а квадрат остался дома один. Интересно, кем я могу стать?» - вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошёл к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы равны.

(провести пальчиком по стороне квадрата, найти углы, сосчитать)

«Всюду одинаковый и ничем не примечательный»- думал про себя квадрат.

С одной стороны я зелёный, а с другой (дети переворачивают квадрат) я (какой) красный. После этого решил наш квадрат выйти во двор. Он вышел, пошёл по дорожке в парк и вдруг в глубине парка он увидел красивый домик. «Вот бы мне стать таким домиком» - подумал квадрат и вдруг почувствовал, что уголки его пошли в движение, и он как-то необычно сложился. И квадрат превратился в домик! (положить квадрат квадратиком, загнуть верхние уголки)

Он очень удивился и снова превратился в квадрат.

А в домике жил медвежонок Мишек. Когда Квадрат зашёл в домик, то увидел, что медвежонок очень грустный. Что случилось? Спросил Квадрат. А Мишек рассказал, что сегодня День рождения у его подружки пчёлки Жужи, а он не успел купить конфет для неё. И вдруг Квадрат почувствовал, что его уголки снова ожили и он превратился в конфету.)

Ребята, давайте построим конфетки с помощью Волшебного квадрата. (Положить квадрат уголочком, загнуть правый и левый уголки)

Мишек очень обрадовался и они вместе с Квадратом отправились на День рождения к Жуже.

По пути они встретили гусеницу Фифу. Она несла пчёлке книгу. Квадрат превратился в книгу. (Положить квадрат квадратиком и сложить пополам)

А ещё в гости к Жуже прилетел ворон Метр, он подарил пчёлке красивый красный платочек. (Положить квадрат уголочком, найти верхний и нижний уголки, сложить по диагонали)

В: На какую фигуру похож платочек?

Пчёлка уже поджидала гостей и была очень рада подаркам

и всех угостила вкусным нектаром.

Квадрат очень обрадовался что у него появилось столько друзей и что он может стать тем кем захочет. Он радостный прибежал домой и написал дедушке письмо. «Дорогой дедушка четырёхугольник! Сегодня я сделал открытие! Если я захочу, я могу стать кем захочу! Твой внук Квадрат!»

Игры с квадратом Воскобовича можно интегрировать с любой образовательной областью. Например, физическое развитие : в конце можно поиграть в подвижные игры со всеми друзьями волшебного квадрата. Можно интегрировать с образовательной областью художественно эстетическое развитие : слепить либо нарисовать подарок имениннице пчёлке Жуже.

Вот так интересно прошло наше знакомство с квадратом.

Таким образом, применение данного пособия, способствует развитию у детей умения самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей, развивает конструктивные навыки. А создание детских мультипликаций развивает детское творчество, инициативу, а так же работу в команде, что не мало важно.

-А сейчас, обратите внимание на разноцветные карточки, которые лежат перед вами, выберите понравившуюся, и продолжите написанную на ней фразу:

Я научился….

Я узнал….

Я вспомнил….

Я открыл для себя….

Теперь я могу…

- Уважаемые коллеги. Я надеюсь, что игровое пособие «Волшебный квадрат» будет востребован в вашей практической деятельности. Желаю Вам успехов и творчества.

Спасибо за внимание!

Автор публикации:
Мастер-класс «Детская мультипликация с использованием двухцветного квадрата В. Воскобовича как средство развития инициативы»
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 21:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Детская мультипликация с использованием двухцветного квадрата В. Воскобовича как средство развития инициативы»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Красюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД