Курмаева Оксана Владимировна
Конспект занятия «Цветок из бумаги для праздника Ивана Купала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе
освоения опыта выполнения бумажного цветка для праздника Ивана Купала.
Задачи: обучение участников мастер-класса делать цветок из бумаги для
экспериментирования с водой для праздника Ивана Купала.
Участники: педагоги.
Оборудование: цветная бумага, трафарет цветка, ножницы, карандаш, таз с
водой.
Вводная часть:
Публикация «Конспект занятия „Цветок из бумаги для праздника Ивана Купала“» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Иван Купала. Праздник для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Конструирование, поделки
- Темочки
Праздник Ивана Купала : история, традиции и обычаи.
Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это,
несомненно, Ивана Купала. Отмечать его начали еще в языческой древности. У восточных славян он приходился на день летнего солнцестояния 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сместилась на 7 июля.
Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три
главные составляющие: огонь, воду и травы. Ивана Купала и христианство
История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает что после
крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей,носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. Но другие утверждают что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.
Ночь на Ивана Купала считается волшебной. В это время гуляет и пакостит
вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т. д., а травы, вода и огонь
приобретают магические и целительные свойства
Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую
очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был
ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как
солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы – «видьму». Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на
крепкий союз История праздника Ивана Купала рассказывает, что вода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день
относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов.
Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши. А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за
разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу. Магические травы. В истории праздника Ивана Купала содержатся
сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. Славяне верили, что на Ивана Купала (число - 7 июля) лечебные растения выращивают лесные духи - мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами. Символы солнца в купальских обрядах Поскольку праздник Ивана Купала (число - 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать. солнечный круговорот. А один из непременных аксессуаров купальских святок -
это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а
еще молодость и чистоту. С поклонением солнцу были связаны хороводы вокруг
кострищ и чучел и специальные обрядовые песни.
Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков. Каждая
молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок,
который украшал ее головку во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту
волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали
веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря,
что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное
обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и,
прикрепив к своим веночкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке.
Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко,
то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же
крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но
хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары и
ей придется коротать век одинокой. Впрочем, парни не оставляли без внимания
это действо. Наблюдая исподтишка за обрядом, они старались потом выловить из
реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй.
Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили,
что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь
миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные
способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь
земную твердь закопанные клады, открывать любые замки, управлять землей,
водой и нечистыми духами, становиться невидимым и так далее.
Ход занятия:
На цветном листке бумаги обводим трафарет цветка, вырезаем по контуру.
Далее загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладём бумажный
цветок в ёмкость с водой (тарелка, таз, бассейн). Вода проникая в самые
маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага
набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.
Вывод: значит вода может подниматься вверх.
Ожидаемый результат:
Применение в дальнейшем педагогами приобретенного навыка для
проведения занятий по экспериментированию с водой с детьми.
Рефлексия:
1. Что вам понравилось в мастер-классе?
2. Где можно ещё использовать этот цветок?
Вывод по проведё нному мастер-классу :
По итогам мастер-класса получилось сделать цветок у всех педагогов. По
итогам эксперимента: цветки надо делать из тонкой бумаги, более плотная бумага плохо впитывает воду и цветок долго раскрывается.