Ирина Ефремова
Проект по познавательному речевому развитию «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ д/с ОВ №6
Проект
по познавательному речевому развитию
в старшей логопедической группе
на тему: Масленица.
Подготовила:
учитель-логопед
МБДОУ д/с ОВ №6
Ефремова И. Н.
2016
Тема: «Масленица».
Тип проекта :
практико – ориентированный.
Вид проекта :
краткосрочный.
Участники проекта :
дети старшей логопедической группы, воспитатели.
Актуальность.
Публикация «Проект по познавательному речевому развитию „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении данного проекта.
Цели:
Познакомить детей с народным праздником Масленица, с названиями семи дней Масленицы, объяснить их значение.
Расширять знания детей о традициях и обычаях русского народа.
Развивать речь, обогащать словарный запас.
Упражнять в словообразовании.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Методы:
• наглядные;
• словесные;
• практические;
• игровые.
Оборудование:
Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши.
Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Предварительная работа:
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая».
Этапы реализации проекта :
- Подготовительный: беседа, рассматривание картин, чтение литературы о масленице.
- Практический: игры для развития речи, рисование, подвижная игра, участие в празднике, посвященном масленице.
Отгадайте мою загадку:
Снег на полях
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
- Правильно. Какое, сейчас, время года? Какие вы знаете зимние месяцы?
Сегодня мы с вами будем говорить о Масленице.
Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.
Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин»
Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.
Рисование «Испеки блин на сковороде».
Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.
«Второй блин»
Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные
крепости для игр.
Игра «Назови ласково»
Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок. Сосулька – сосулечка. Мороз – морозец. Дерево – деревце. Ветер- ветерок. Горка – горочка. Лёд – ледок. Холод – холодок. Зима – зимушка. Санки – саночки.
«Третий блин»
Среда называется «лакомка».
В этот день приходят в гости на блины.
Игра: «Добавь слово».
Цель: развивать мышление, внимание, смекалку, расширять словарный запас, речь.
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег») .
Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю, (снег) С неба все скользят пушинки -Серебристые, (снежинки) На поселке, на лужок. Все снижается, (снежок) .Вот веселье для ребят -Все сильнее, (снегопад) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (снежки) Словно в белый пуховик. Нарядился, (снеговик) Рядом снежная фигурка - Это девочка. (снегурка) На снегу - то, посмотри? -С красной грудкой. (снегири) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (снег)
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Игра «Перезвон»
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.
Отчет
о проведении недели «Масленицы» в старшей логопедической группе.
Такой русский народный праздник как «Масленица» ежегодно проводятся в нашем детском саду и стал уже традиционными и любимыми для детей. Вот и в этом году 11 марта дети стали участниками проводов Масленицы.
Всю неделю дети готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. На занятиях учитель-логопед Ефремова И. Н. знакомила воспитанников как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай, знакомились с названиями семи дней Масленицы, их значением.
Традиционно, в конце недели, ребята провожали Зиму и встречали Весну. Как положено на празднике, дети от души веселились: водили хоровод вокруг Масленицы, пели русскую народную песню «Блины», частушки, играли в игры. В заключение ребята с удовольствием поедали вкусные и пышные блины.