Лавская
Маркеры среды в ДОУ
Маркеры среды, позволяющие установить, что игровая деятельность проживается детьми, как ведущая и осмысленная ими
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. Созданию условий для развития познавательных способностей, в которых дети будут проявлять самостоятельную активность, творчество и фантазию способствуют маркеры игрового пространства, которые представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.
Публикация «Маркеры среды в ДОУ» размещена в разделах
В нашем саду представлены различные маркеры, которые мы можем разделить на два вида: специальные и многофункциональные.
Рассмотрим многофункциональные деревянные игровые маркеры. Которые используются для двигательной активности детей, а так же для сюжетно- ролевых игр. Маркеры двигательной активности пользуются большим спросом у детей, т. к они способствуют повышению устойчивости организма к различным заболеваниям, а самое главное, росту физической работоспособности, развивают навыки метания, ловкости. Для сюжетно ролевых игры «больница» данный маркер позволяет сделать одновременно несколько зон: кабинет врача, аптеки, комнаты пациента.
Маркеры игрового пространства носят развивающий характер, которые
обладают рядом достоинств, они:
- легко трансформируются;
- многофункциональны, вариативны и безопасны;
- активизируют двигательную активность и развивают детскую фантазию и воображение;
- легко используются детьми всех возрастных категорий от 3 до 7 лет;
- позволяют учитывать гендерный подход, обеспечивая среду как общим,
так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
- выполнены из относительно недорогих и доступных материалов, легко моются и занимают мало места при хранении, т. к. складываются.
Маркеры игрового пространства могут быть: ширмы - трансформеры, модульно - каркасные конструкторы, игровая модульная мебель, мягкие модули, различные ширмы.
Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы (например, пластиковые трубы, фонера). Из больших листов фонеры мы изготовили детали для крупных маркеров, затем их соединили и обработали края, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. /
Так же в нашем саду учитывается гендерная специфика и обеспечивается среду, как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков. Фото. Получились основные маркеры : ширма-трансформер (со съемными динамическими полями, включающая в себя автомастерскую, бензоколонку, магазин, салон красоты;
Так же имеются многофункциональные ширмы для сюжетно ролевых игр.
Таблички меняются, крепятся прищепками. Фото «Магазин» и «Медицинский кабинет» помогают отработать представления детей о профессиях врача, продавца; ролевые действия продавца-покупателя, врача-пациента; речевой материал и элементарные математические представления (на количество и счет, величину, геометрические формы, сенсорные эталоны, представления об овощах и фруктах, элементарные валеологические представления о здоровом образе жизни и прочее.
С помощью этих маркеров можно отработать речевую активность, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Кроме того, имеются возможности для развития познавательной и исследовательской деятельности детей.
Игровые маркеры условно можно разделить на настольные и
напольные.
Настольные или мини –маркеры удобны тем, что с ними можно играть за столом с мелкими игрушками, конструктором. Это может быть: многокомнатная квартира, гараж, аптека, деревенский дворик.
Напольные - рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса, ракета и т. п.
Маркеры игрового пространства позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Используя маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство.
Подводя итоги наблюдений за использованием игровых маркеров детьми, можно сделать вывод, что игра в них является неотъемлемой частью образовательного процесса, используя их в игре, дети расширяют сферу своего познания, взаимодействия и постигают нормы поведения.