МААМ-картинки

Мандалатерапия — как средство сохранения здоровья ребенка

Зарина Шовалиева
Мандалатерапия — как средство сохранения здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Мандалатерапия - как средство сохранения эмоционального здоровья ребенка

Каждый период онтогенеза человек имеет свои качественные характеристики, развивается по своим внутренним законам.

У ребенка дошкольного возраста эмоциональная жизнь исключительно насыщена и разнообразна. Эмоции кратковременные и поверхностные, легко возникают и быстро сменяют друг друга. Слабо развитые тормозные процессы, не сформированный самоконтроль не позволяют требовать от детей сдержанности непосредственно возникающих чувств.

Важнейшим новообразованием в указанный период является потребность в социальном соответствии. Ребенок в этом возрасте стремится соответствовать предъявленным к нему требованиям, особенно в сфере социальных отношений.

Развитие эмоциональной сферы личности дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день, так как является неотъемлемой частью благополучной адаптации ребенка в обществе. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Сегодня лучшими друзьями в ребёнка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, дошкольники не внимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать и уместно проявлять эмоции.

В норме потребность в социальном соответствии дополняется потребностью в социальных знаниях, особых умениях, т. е. в социальной компетентности. Дети в этом возрасте должны начинать различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства; уметь управлять своим настроением, а порой и скрывать его; находить способы более сдержанного выражения эмоций. Зачастую у детей проявляются негативные эмоциональные состояния: капризы, истерики, чрезмерная тревожность, гнев и раздражение. Существенно меняется природа детских страхов. Уважительное отношение к нормам и правилам порождает страх несоответствия.

Одним из методов в работе с проблемными детьми является арт-терапия, которая основана на механизме сублимации. Сублимация — это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900 г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего — творчеству, точнее, если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это техника изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Мандала (в переводе с древнеиндийского «круговой», «круг», «диск») – понимается в широком смысле слова, как рисунок в круге.

Изображения мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в архитектурных композициях.

Кроме того, мандалы могут быть формами, созданными самой природой. Вопрос к педагогам: Какие природные мандалы вы знаете?

Снежинка под микроскопом, радужка глаза, планета Земля из космоса - также мандалы.

Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы - круг, квадрат, треугольник.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую самодостаточность». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

Карл Густав Юнг доказал психотерапевтический эффект мандалы, проанализировав свои спонтанно нарисованные произведения и связанные с этим изменения в самочувствии, известный психоаналитик пришел к выводу, что мандала – проекция комплексов человека, орудие, помогающее найти свою сущность, избавиться от чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли.

Особое значение среди графических характеристик мандалы имеют круги и прямые линии. Они отражают связь бессознательного с сознанием. Круг даёт толчок внутренним движениям человеческих чувств (и глубинным образам) и их слиянию, увеличивая тем самым внутреннюю целостность. Именно поэтому, во время рисования мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения.

Мандала в практической психологии – это спонтанный рисунок, образ, символ или художественная композиция, создаваемые в пространстве круга.

Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию при самовыражении, позволяя проявиться самому важному, глубинному.

Мандале заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с миром. В индийской мифологии мандала - это символ устройства Мироздания, модель мира, в которой существует высший божественный порядок и гармонии.

Круг — самый глубокий символ тайны жизни. Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства.

«Раскрашивание» — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.

Вместе с тем, круг – это символ целостности, создающий пространство для взаимодействия противоречий. В результате этого взаимодействия человеку и предоставляется возможность найти собственный центр равновесия и устойчивости.

Мандалатерапия может быть полезна любому человеку, как взрослому, так и ребенку, пребывающему в болезненном или негативном эмоциональном состоянии, для получения оздоровительного эффекта, причем дети более отзывчивы к этому методу и гораздо быстрее достигают положительных результатов от взаимодействия с мандалами. Мандалатерапия развивает способность осознавать свои чувства, помогает сохранять физическое и духовное здоровье, способствует раскрытию индивидуальности.

Мандалы стали настолько популярны, что во всем мире мандалы рисуют, плетут, строят и так далее.

Что такое мандала и как она помогает в развитии ребёнка?

- Во-первых, конечно, развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал.

- Во-вторых, тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше. Развивается память и мышления.

- В-третьих, безусловно тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познают искусство орнамента.

- В- четвертых, рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознаванию нюансов различных звуков, развитию интуиции и эмоционально-чувственного мира, т. е. становлению творческой личности. Гармонизация внутреннего психологического состояния

- В пятых, рисование мандал положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, нормализует поведение, избавляет от страхов, способствует развитию творческих способностей.

Мандалатерапия - эффективный инструмент решения глубинных психологических проблем. Работа может проводиться в групповом и индивидуальном режиме, с детьми.

3–5 лет Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашеи (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.

6–7 лет и старше Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

В работе с дошкольниками можно использовать различные виды мандалатерапии:

• Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Внимательное разглядывание картинки, начиная с краев и приближаясь к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, переведите свой мысленный взор на внутренние ощущения. Не отрывая взгляд от мандалы, продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально

• Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

Доказано, что раскрашивание готовых форм мандал, имеет целительные свойства. Создания завершенных образов в пространстве круга известны с древнейших времен. Причем целителен как сам процесс создания, так и созерцание, получившейся мандалы или расположение ее на видном месте, так, чтобы она как можно чаще попадалась на глаза.

В настоящее время достаточно доступны так называемые мандальные праформы или просто мандалы для раскрашивания.

• Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т. д.

Раскрашивание мандал также можно использовать для достижения конкретных целей диагностической и коррекционно-развивающей направленности:

• в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

• в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);

• в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);

• с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).

Мандалы - это и ненавязчивый способ диагностики

(Автор: Маргарита Шевченко "Психологические рисуночные тесты для детей)

Это одна из популярных диагностических мандал. Применяется при индивидуальном консультировании детей в возрасте от 4-х лет и более. Применение предполагает: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, активации бессознательного, актуализации чувств.

Задание:

Для выполнения задания необходимо включить релаксационную музыку. Предложить ребенку краски, карандаши, пастель (по выбору, затем мандалу:

«Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и другие. Раскрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?» После окончания работы, ребенку необходимо предложить закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что ты сейчас чувствуешь?»

Особое внимание следует обратить на цвета, которыми ребенок ее раскрасил, на их сочетаемость и расположение относительно друг друга. Также следует уделить внимание центру мандалы, и поведенческим реакциям ребенка во время.

Правила работы с детьми при использовании мандал-раскрасок:

• Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

• Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

• Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

• На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

• Во время занятия практикуется использование музыкального сопровождения, которое придает необходимый настрой и позволяет ребенку глубже погрузиться в мир своих переживаний и новых ощущений. Характер музыкального произведения должен соответствовать проводимому занятию — спокойная и умиротворяющая музыка.

• Взрослый не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

• Педагог-психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

• Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

• После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Создание персональных мандал

Рисование с помощью готовых шаблонов.

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева.

Мандалы создаются с помощью природного и других материалов (соль, камешки, ракушки, семена; бусины, бисер, пуговицы, цветные стеклышки для аквариума, нитки, ленточки)

Мандалы могут создаваться с помощью различных компьютерных программ.

Мандалы можно создавать с помощью детской игры «Мозаика», а также в продаже уже имеется магнитная мозаика «Мандала».

Литература:

1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Речь, 2002. – 144 с.

2. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.

3. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.

Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике

(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Информация, которую необходимо

учитывать при интерпретации рисунка

• Цвет.

• Выход за границы.

• Расположение цветов относительно друг друга.

• Сочетаемость цветов.

• Включенность ребенка в работу.

• Цвет рамки.

• Центр мандалы

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо

учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А. Цайри

Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий. (Подробнее см. в книге под ред. А. И. Копытина «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».)

Нулевая стадия «Пустота или чистый свет»

Данная мандала представляет собой рисунок пустого круга.

рис. 1. Первая стадия. «Пустота» рис. 2. Вторая стадия. «Блаженство»

рис. 3. Вторая стадия.

«Блаженство» рис. 4. Третья стадия. «Лабиринт.

Спирали. Вихрь»

рис. 5. Третья стадия.

«Лабиринт. Спирали. Вихрь» рис. 6. Четвертая стадия. «Начало»

или стадия «Переходного объекта»

рис. 7. Пятая стадия. «Мишень» рис. 8. Пятая стадия. «Мишень»

рис. 9. Шестая стадия.

«Парадоксальное расщепление.

Единоборство с драконом» рис. 10. Шестая стадия.

«Парадоксальное расщепление.

Единоборство с драконом»

рис. 11. Седьмая стадия.

«Оквадрачивание круга» рис. 12. Седьмая стадия.

«Оквадрачивание круга»

рис. 13. Восьмая стадия.

«Функционирующее ЭГО» рис. 14. Восьмая стадия.

«Функционирующее ЭГО»

рис. 15. Девятая стадия.

«Кристаллизация» рис. 16. Десятая стадия.

«Ворота смерти»

рис. 17. Одиннадцатая стадия.

«Фрагментация» рис. 18. Двенадцатая стадия.

«Трансцендентный экстаз»

Вышепредставленный набор мандал (рис. 1–18) можно использовать в психокоррекционной и развивающей работе.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

• развитие творчества;

• развитие произвольности поведения;

• снятие внутреннего напряжения, релаксация;

• развитие мелкой моторики рук;

• воспитание аккуратности;

• активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства

для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

• достаточное время для работы;

• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

• разнообразие изобразительных материалов;

• использование релаксационной и медитативной музыки;

• хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

• придумать ей название,

• подобрать для нее фон,

• вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Публикации по теме:

Динамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольниковДинамические паузы как элемент технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением отдельных предметов.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мандалатерапия — как средство сохранения здоровья ребенка
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 12:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мандалатерапия — как средство сохранения здоровья ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Зарина Шовалиева (УИ 424531) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД