Оксана Столь
Проект «Мандала как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский.
В наше время система дошкольного образования характеризуется широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Публикация «Проект „Мандала как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Мандала, мандалатерапия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений. Не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных и агрессивных детей, развить у них навыки саморегуляции с использованием одного из направлений мандала- терапия. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Мандала - терапия»
Данная проблема актуальна для детей моей группы, так как было замечено, что у некоторых детей отмечались отклонения в эмоционально-волевой сфере в виде отвлекаемости, неусидчивости, элементов агрессии, тревожности.
Цель проекта: создание условий для коррекции эмоциональной сферы, нормализации поведения у детей посредством формирования творческих способностей и возможностей.
Задачи проекта:
Для работы с детьми:
- снятие внутреннего напряжения и тревожности;
- развивать взаимопонимание и сплоченность со сверстниками;
- развивать творческую активность и мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность и терпеливость.
Для работы с родителями:
- заинтересовать родителей в совместной деятельности на подготовительном этапе;
- выполнять совместные задания по проекту.
Для детей: проект позволит детям адекватно выражать свои эмоции, расслабляться, стабилизирует их эмоциональное состояние; а также развить образную память, восприятие и мелкую моторику; дети познакомятся с разными видами симметрии; расширят кругозор.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме; избрание нужных ориентиров в воспитании; укрепление детско-родительских отношений.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; самореализация.
Сфера использования проекта: все образовательные области, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Ресурсное обеспечение реализации проекта: использование мультимедийных презентаций и видеороликов; конспекты занятий, бесед, наглядный и иллюстративный материал, пособия и различный материал для составления мандал (природный, конструктивный, бросовый, музыкальное сопровождение; консультации, буклеты для родителей.
Работа с родителями:
- Информационно-просветительская деятельность «Мандалы для детей как методика арт-терапии», буклеты «Правила работы с ребенком при использовании мандалы»
- Информирование родителей через публикацию информации по содержанию проекта на персональной странице официального сайта воспитателя
- Участие в изготовлении пособия «Мандалы из фетра»
- Участие родителей в выставке «Мандалы из разных материалов»
Мандала - сложное графическое изображение. В буквальном переводе слово «мандала» переводится как «окружность», поэтому изображение иимеет форму круга. Первооткрывателем мандалы в арт – терапии стал швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг. Он пришел к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию нашей индивидуальности.
А чем же полезны мандалы? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить?
Во - первых, конечно же развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Во - вторых, тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5- 7 лет и старше. В - третьих, тренируется чувство ритма, гармонии и чувства порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной, не в теории, а на практике, познают искусство орнамента. Мандала - терапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандала-терапия чудесное средство успокоения, поэтому материалы для занятия мандалой можно расположить в уголке уединения.
Мандалы стали настолько популярны, что во всем мире мандалы рисуют, выкладывают из камней и песка, плетут из ниток и бисера и т. д.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационный
- Составление плана работы над проектом, работа с методической и научной литературой, изготовление пособий, подбор игр и упражнений, направленные на создание эмоционального фона; подбор иллюстративного и дидактического материала, настольно-печатных игр; подбор музыкального сопровождения «Звуки леса», «Шум моря» и т. д., классического произведения из серии «Малыш и классика», подбор бросового и природного материала.
-Помощь родителей в приобретении оборудования: бумаги, фетра, цветных карандашей, красок, пластилина, фломастеров, кристаллов и т. д.
2 этап - Основной
- Объяснение, что такое мандала, смысла работы с мандалой.
- Просмотр готовых иллюстраций, пособий.
- Просмотр презентации, видеороликов.
- Созерцание мандал.
Творческая мастерская:
- Раскрашивание мандалы.
- Создание мандалы с помощью природного материала.
- Аппликация, создание мандалы в обрывной технике.
- Создание мандалы из бросового материала и пластилина.
- Рисование своей мандалы.
- Выкладывание мандалы из различных материалов (косточек, пластилина, фантиков, обрывной бумаги, конструктора, мозаичных элементов, и т. д.)
Сентябрь
1. Беседа «Эти волшебные круги» Цель: знакомство детей с кругом по имени мандала, ознакомление с правилами работы в группе и с мандалой, снятие эмоциональной напряженности, настройка на совместную работу.
2. Просмотр презентации «Виды мандалы»
3. Игра «Красивые тарелочки» Цель: учить составлять из разных элементов (пуговицы, камушки и др.) повторяющийся ритм – покажите, какие элементы должны окружать центр тарелочки, выложив 2-3 элемента.
4. Подвижные игра про круг: «Шире, шире, шире круг, у меня есть сто подруг, эта, эта, эта, а любимая вот эта»
5. Создание мандалы с помощью природного материала. Цель: развитие творческих способностей, воображения, снятие внутреннего напряжения.
Октябрь
1. Просмотр видео «Мир танцующих мандал»
2. Игра «Запомни и раскрась мандалу» Цель: учить по памяти раскрашивать мандалу по показанному образцу.
3. Раскрашивание мандалы (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными) Цель: развитие мелкой моторики рук, активизации внутренних ресурсов, гармонизации внутреннего состояния, релаксация.
4. Игра на развитие мгновенной памяти на поиски показанной мандалы.
5. Игра «Слушание мандал» Цель: после прослушивания определенной мелодии, изобразить веселую или грустную мандалу из природного материала (камушки разных цветов, ракушки и др.)
6. Подвижная игра «Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг, стой на месте! Дружно вместе, сделаем вот так!»
7. Пальчиковая игра «Доброта» Если пальчики грустят – доброты они хотят…
Ноябрь
1. Игра «Радужная гусеница» Цель: развитие творческих способностей, воображения, снятие внутреннего напряжения, релаксация, закреплять цвета радуги; развитие мелкой моторики рук.
2. «Пластилиновая мандала из СД дисков, пластилина и бисера» Цель: учить применять бросовый материал в творчестве, развитие способности к сосредоточению, сенсорная стимуляция, эмоциональная гармонизация и релаксация.
3. Игра «Лото», «Домино» Цель: развивает внимание, зрительное восприятие, комбинаторные и логические способности, учит находить одинаковые картинки с изображением мандал и соединять их в цепочки.
4. «Круг – кружочек, повернись разочек. Раз, два, три…повернись – ка, (называются дети по порядку) - ты. Когда все будут стоять спиной в круг, тогда воспитатель говорит: Раз, два, три повернемся разом мы.
5. Игра «Волшебная мандала» выкладывание мандалы из различных материалов (косточек, пластилина, фантиков, обрывной бумаги, конструктора, мозаичных элементов, и т. д.) Цель: развитие творческих способностей, воображения, снятие внутреннего напряжения, релаксация, развитие мелкой моторики рук, воспитание аккуратности, усидчивости.
6. Игра «Замени добрыми словами» Злой – добрый, Невежливый – вежливый, Грубый – ласковый и т. д.
7. Игра «Клубочек пожеланий» (дети сидят на стульях в кругу) Цель: совершенствование речи детей как средства общения, учить детей говорить друг другу комплименты, приятные слова.
Декабрь
1. Аппликация «Волшебная мандала» в обрывной технике. Цель: развитие творчества, снятие внутреннего напряжения, релаксация, развитие мелкой моторики рук, воспитание аккуратности, доведение начатого до конца.
2. Игра «Найди пару», «Собери из частей», «Собери половинки» Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
3. «Пластилиновая мандала из природного и бросового материала» Цель: учить применять бросовый и природный материал в творчестве, развитие способности к сосредоточению, усидчивости, эмоциональная гармонизация и релаксация.
4. Игра «Круг желаний» Цель: развитие речи детей, коммуникативных навыков, мышления, формирование миролюбия, твердого желания творить добро. Ход игры: Дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтобы все зло на планете исчезло» и т. п.
5. Игра с мячом (мирилка) Мячик прыгает по кругу! Мы прощаем всё друг другу! Между нами - уговор: Дружим мы без драк и ссор.
3 этап - Контрольно-диагностический
В процессе реализации данного проекта, можно сделать вывод: у детей наблюдается снижение эмоциональных проявления; дети стали более гибкими в общении и менее застенчивыми; выражают гнев более «пристойными» способами; наблюдается развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей; повысился уровень активности в разных видах деятельности.
Продукт проекта: собран альбом мандал для раскрашивания, настольные игры (лото, разрезные картинки, альбом готовых детских мандал изготовленных в разных техниках и разных материалов, интеллектуальные игры, буклеты, пособия «Радужная гусеница», «Волшебная мандала»
Дальнейшие перспективы: продолжение внедрения этого метода для работы с другими детьми, выпуск брошюр, буклетов для семейного чтения с освещением проводимой работы; изготовление новых пособий для игр; приобщение родителей воспитанников к участию в новых проектах.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб. : Речь, 2002.-144с.
2. Коновалова Н. Л., Матвеева Н. Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн. : «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М. : Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.
3. Статья: Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. Шевелёва Е. В.
4. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя / М. Шевченко. - АСТ, У-Фактория, ВКТ, 2009.