Лучший педагог года

Малыши загадывают загадки

Галина Назарова
Малыши загадывают загадки
▼ Скачать + Заказать документы

Загадки – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Термин «загадка»- древнего происхождения. В древне - русском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».

Загадка - полезное упражнение для детского ума. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, дети учаться рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Публикация «Малыши загадывают загадки» размещена в разделах

Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи.

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем. Это могут быть загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Сочинять загадки можно везде, например, на прогулках, когда дети наблюдают за деревьями, птицами или сезонными явлениями: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает», «Тёплое, ласковое, лучистое, землю согревает» и т. д; на занятиях, во время режимных моментов. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трёх-четырёхлетнего возраста. Вначале это представляет для ребенка значительные трудности. Например, пытаясь загадать загадку про мяч, ребенок говорит: «Мяч круглый и синий. Что это?». Но немного тренировки – и успех гарантирован! Для начала помогите ребенку: придумайте начало предложений-описаний, а он пусть закончит и задаст вопрос «Кто это?» или «Что это?». Вот примеры сочинения описательных загадок с помощью взрослого и с использованием реальных предметов и игрушек, или картинок:

Игрушка – красный мяч.

По форме он… (круглый). По цвету он… (красный). С ним можно играть так… (катать, подбрасывать, бить об пол и стену). Что это?

Игрушка – воздушный шар.

По форме он… (круглый или овальный). По цвету он… (синий). Он лёгкий или тяжёлый? (лёгкий). С ним можно играть так… (подбрасывать, ловить). Что это?

Картинка – петушок.

На голове… (красный гребешок). Под носом… (красная бородка). На ногах… (шпоры). Кто это?

Благодаря этой игре ребенок научится анализировать информацию, выделять в окружающих предметах и явлениях важные свойства и детали. Именно загадывание ребенком загадок позволяет сделать прорыв на новый уровень развития мышления!

Загадывать и отгадывать загадки можно и дома, и на прогулке, и в транспорте. Очень любят малыши этого возраста игры, типа «Кто и что это?», «Угадай, о каком предмете я рассказываю», или «Я загадаю, а ты угадай».

Чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с детьми, тем лучше они развиваются, тем большее количество информации усваивают.

А вот какие загадки придумали мои четырёхлетние малыши с использованием предметов, игрушек и картинок, но уже без помощи взрослого.

- Весной они распускаются на дереве,

летом – зеленого цвета,

осенью падают на землю.

(Листья)

- Белый и за ним ничего не видно.

(Туман)

- Колючее, серое животное, живет у нас в саду,

любит молочко.

(Ёжик)

-Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

(Лиса)

- Живут в реке, не умеют говорить.

(Рыбы)

-Прыгает по лесу, зимой меняет шубку,

любит морковку и капусту.

(Заяц)[

- Мы прячемся от него под зонтиком

и одеваем резиновые сапожки, когда он идет.

(Дождик)

- Они очень красивые, разноцветные,

у них есть лепестки, серединка,

на них любят отдыхать пчелки,

а я дарю их маме.

(Цветы)

- Птица с разноцветным хвостом,

встает раньше всех и кричит «Ку-ка-ре-ку!»

(Петух)

- Круглое, сладкое, бывает кислое,

висит на дереве, в нем может быть червячок,

осенью падает с дерева.

(Яблоко)

- Красная, сладкая, вкусная, длинная,

сама живет в земле, а хвостик на улице.

(Морковь)

- Белая, холодная, с морозами и метелями.

(Зима)

- Висит на крыше белая, холодная морковка,

весной капает, кап-кап. (Сосулька)

- Железный, круглый, по нему бьют две длинные палочки.

(Барабан).

- Зимой на окнах рисует.

(Мороз)

- Красивая, золотая, с дождями и туманами.

(Осень)

- После дождя на небе разноцветные ворота появляются.

(Радуга)

- Черно-белая, мягкая, пушистая,

хвостиком виляет, «мяу» говорит.

(Моя кошка)

- Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком,

острой мордочкой, живет в норке.

(Мышка)

- Холодный, мокрый, на длинной ножке.

(Дождик)

- Большая, лохматая, ушки длинные,

живет в конуре. (Собака)

- Круглый, легкий, воздушный,

ниточкой завязан. (Шарик)

- По нему бьют, а он не обижается»

(Мяч)

- У него один хобот, четыре колеса и он очень шумит.

(Пылесос)

Интересные загадки получились. Мне очень понравились. А вам?

Придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок.

Литература:

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.

3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990.-№7. С. 15-18.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.

5. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995.-№1.-С. 59-66.

6. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983.-№7

7. Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. -М:«Высшая школа» 1983г. С. 83-91.

Публикации по теме:

Публикация на тему «Воспитание духовности и обогащение речи посредством устного народного творчества» Приобщение детей к народной культуре и искусству представляет собой одно из приоритетных направлений дошкольного образования. Важной частью.

Роль загадки в детском возрасте Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Малыши загадывают загадки
Опубликовано: 11 января 2015 в 20:21
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малыши загадывают загадки» (включая файлы) размещена пользователем Галина Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД