Елена Остроухова
Малыши познают себя. Физическое развитие.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становиться ещё и условием выживания. Отсюда, естественно, одно из главных современных определений здоровья, как способности адаптироваться, приспосабливаться к более содержательно богатой жизни, во всё мене благоприятной среде обитания.
Публикация «Малыши познают себя, Физическое развитие,» размещена в разделах
Как же достичь высокого уровня здоровья? Что и кто может вдохновить человека, особенно маленького на здоровый образ жизни? Уместно процитировать высказывание известного хирурга А. Амосова: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и энергичные. Заменить их ничем нельзя».
Физическая культура является частью общей культуры, достижения общества в физическом совершенстве. Одним из составляющих теорию физической культуры является понятие - физическое воспитание, которое направлено к достижению физического развития и физической подготовленности дошкольника.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Основной целью физического воспитания является формирование у детей умений и навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности, в воспитании ценностных ориентаций на здоровье.
Говоря о системе здоровья, нужно помнить о том, что оно тесно связано с двигательной активностью. Двигательная активность зависит от возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, индивидуальной особенности нервной деятельности ребёнка, от уровня организации двигательного режима и постановки физического воспитания в условиях детского сада. Это, прежде всего:
4 учебная работа (в данном случае - проведение физкультурных занятий);
4 физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;
4 активный отдых;
4 самостоятельная двигательная деятельность в зависимости от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.
На каждом этапе проведения данных форм работы преследуются цели:
• расширять адаптационные и функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений;
• совершенствовать естественные (жизненно важные) виды движений и обогащать двигательный опыт;
• развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовки ребёнка;
• воспитывать у детей заботливое и бережное отношение к собственному здоровью.
Основоположник теории физического воспитания П. Ф. Лесгафт писал, что при выполнении физических упражнений сознательность должна выражаться не только в технической правильности исполнения, но и в знании того, что изменится внутри организма под действием этих упражнений. Поэтому такая задача, как развитие представлений о строении собственного тела и назначении органов при двигательной деятельности, должна решаться в тесной взаимосвязи с физическим воспитанием.
Так, в своей работе, я использую один из принципов здоровьесберегающей технологии - принцип формирования осмысленной моторики (В. Т. Кудрявцев). Знакомя самых маленьких с частями тела человека, предлагаю показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище. Обращаю их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова - вверху, в самом надёжном месте; руки на полпути, ими удобно пользоваться и вверху и внизу; ноги - длинные и крепкие, удерживают и передвигают всё тело; в самом низу ступни - опора. Для закрепления понятий провела двигательно-творческое физкультурное занятие «Малыши познают себя».
Детям старшего возраста как один из приёмов обучения предлагаю выполнить одно из общеразвивающий упражнений с закрытыми глазами. Во-первых, это позволяет ребёнку при выполнения задания опираться на собственные знания, исключается подражание, механическое выполнение упражнения. Во-вторых, ребёнок целиком сосредотачивается на своих мышечных ощущениях, и функциональные и руководствоваться их показаниями. К зрительному контролю прибегаю и для оценки конечного результата: «Проверьте, крылья самолётов ровные и крепкие? Посмотрите на свои «крылья». Чей самолёт лётчики выберут для полёта?».
Так же решается задача, связанная с развитием у детей оценочных суждений, умения видеть ошибки при выполнении движения у себя и у других. Здесь использую такой приём, как «ошибочное» выполнение взрослым одного из движений, организуя игру «Так не так?». В ходе игры дети должны применить словесное обозначение различного выполнения показанного движения. Такие игры, как «Зеркальце», «У дядюшки Трифона» развивают у детей умение самостоятельно, осмысленно выполнить движение. В предварительной работе использую комплекс общеразвивающих упражнений «Я занимаюсь гимнастикой», с целью развития подвижности, гибкости, эластичности позвоночника и суставов, коррекции верхних и нижних конечностей; умения владеть своим телом в движении; обучении детей во время движений сохранять равновесие и равномерное дыхание. В комплекс входят такие упражнения, как «Я прогибаюсь назад»; «Мои носочки меня поворачивают»; «Я достаю головой до колен»; «Я подтягиваюсь и вытягиваюсь». Изготовила наглядное пособие «Любимые движения». В процессе выполнения упражнений вместе с детьми делаем вывод: от положения головы, плеч, грудной клетки зависит правильная осанка - залог хорошего здоровья.
Процесс обучения движениям считается завершённым, если ребёнок научится эффективно ими пользоваться для решения практических, жизненных задач.
Проводимая работа позволяет мне выделить следующие задачи по воспитанию у детей заботы о своё м здоровье:
• научить ребёнка определять своё состояние и ощущение;
формировать представления о своём теле;
понимать необходимость и роль движений в повседневной жизни; обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений;
формировать представления о том, что полезно, и что вредно для организма;
формировать жизненно важные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.