Анастасия Кузьмина
Рабочая программа «Малыши играют в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Шахматы- это не только спорт - они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько «ходов» вперёд».
(В. В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.
Публикация «Рабочая программа „Малыши играют в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
- Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
- Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.
- Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.
Формы и режим занятий.
Она рассчитана на 2 занятия в неделю продолжительностью 20 - 25 минут. Наполняемость группы -12 детей.
Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.
Цель кружка: обучение детей дошкольного возраста в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
• ознакомить с историей шахмат;
• обучить правилам игры;
• дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
• развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы;
• сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;
• вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
• бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
• прививать навыки самодисциплины;
• способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Принципы и подходы к формированию программы :
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Характеристика особенностей развития детей старшей группы (5-6 года, значимые для реализации программы.
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (6-7 года).
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т. д., эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно большой объем информации (особенно у девочек, складываются интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности. Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. ,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы и т. д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Планируемые результаты освоения программы :
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
К концу первого года обучения дети должны знать:
• шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
• названия шахматных фигур : ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры в начальном положении;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• решать шахматные элементарные задачи.
Содержание занятий.
1. Теоретические занятия
2. Практическая игра.
3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Учебно–тематический план
№ п/п Вид и содержание деятельности Задачи
1. «В Стране Шахматных Чудес» Знакомство с шахматами. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр обучающего видео «Приключения в Шахматной стране».
2 Шахматы в сказках Продолжить знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Шахматный колобок».
3 Шахматные игры и упражнения Дидактические задания и игры «Кубик», "Волшебный мешочек", "Угадайка», «Большая и маленькая",
4 «Проспекты, улицы и переулки Волшебной Доски» Понятие «шахматная доска», «шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок. Центр доски. Количество полей в центре. Дидактическая игра «Собери доску».
5 Волшебная шахматная доска. Горизонталь Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Игра «Нарисуй горизонталь»
6. Волшебная шахматная доска. Вертикаль Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Игра «Исправь ошибку»
7. Волшебная шахматная доска. Диагональ Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Игра «Раскрась диагональ».
8. Шахматные игры и упражнения Игра «Собери шахматную доску». Упражнение «Правильно положи перед собой шахматную доску». Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль". Дидактическое задание "Диагональ".
«Ворота Каиссии» Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Да и нет", «Расставь фигуры».
Шахматные игры и упражнения Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры».
«Прямолинейная, бесхитростная фигура» Место ладьи в начальном положении. Понятие «ход», «взятие». Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
«Я - Ладья».
Шахматные игры и упражнения Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух).
«Совсем этот слон на слона не похож» Ход слона, взятие. Понятие «белопольные и чернопольные слоны». Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
«Вежливые Слоны» Понятие «легкая и тяжелая фигура». Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух, "Ограничение подвижности".
Ладья против слона Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение"
Шахматные игры и упражнения Дидактическая игра “Волшебный мешочек”.
“Угадайка”. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
В гостях у Ферзя Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры».
«Могучая фигура». Шахматные игры и упражнения “Угадай”. “Секретная фигура”. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, "Ограничение подвижности".
Ферзь против ладьи Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи,
Ферзь против слона Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение» (ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения, "Ограничение подвижности".
«Прыг, скок и вбок» Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", «След коня».
Хитрая фигура. "Кратчайший путь"
Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух, "Ограничение подвижности".
Конь против ладьи Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Игра на уничтожение" (конь против ладьи).
Конь против слона Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Игра на уничтожение" (конь против слона)
Конь против ферзя Дидактические задания «Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение» (конь против ферзя, сложные положения)
Детский сад "Чудесная Пешка" Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
«Ни шагу назад!» Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения, "Ограничение подвижности".
Пешка против ладьи Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры», Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ладьи)
Пешка против слона Дидактические задания «Двойной удар", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против слона)
Пешка против коня Дидактические задания "Перехитри часовых", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против коня)
Пешка против ферзя Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры", "Взятие", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя)
Куда идет Король? Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).
«И Король жаждет боя» Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Поставь шах", "Защита от шаха". Дидактические игры и задания.
Король против других фигур Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". "Игра на уничтожение"
Как Ладья похудела» Рокировка Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Дебют.
Шахматная партия Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра "Два хода". Правила дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Игра всеми фигурами из начального положения.
Мат Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Дидактическое задание "Поставь мат в один ход".
Шахматный праздник Викторина, игра инсценировка, шахматный карнавал.
Критерии оценки эффективности усвоения программного материала : 1. Диагностика развития два раза в год (начало, конец). 2. Наличие навыков и качество исполнения. 3. Личные успехи каждого.