Светлана Жемкова
Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет. Праздник русской березки
В устном творчестве русского народа широко отражены представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. В пословицах, сказках, песнях заложен весь спектр нравственных ценностей.
Благодаря фольклору (русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, колыбельными т. д., ребенок впитывает духовное наследие русского народа, влияющее на формирование полноценной личности.
Публикация «Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет, Праздник русской березки» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Русское народное творчество содержит огромный запас внутренней энергии, направленный на созидание. Используя фольклор в организованной деятельности детей, воспитатель убедительно демонстрирует, что есть "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло", "как нужно" и "как не нужно" поступать в определенной ситуации.
Именно фольклорные произведения русского народа способствуют приобщения ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,позволяют ему почувствовать себя нужным своим самым близким людям - маме и папе, поверить в справедливость, добро, красоту.
Работая с детьми второй ясельной группы, мы важное место отводим "поэзии пестования", или "материнской поэзии" : колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Дети, оторванные на время от родной мамы, часто находятся в настоящем стрессе. Колыбельные, пестушки, прибаутки ("Ай, баюшки-баиньки, прискакали заиньки. " и др.) играют в этой ситуации снижающую стресс роль.
Колыбельная - закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый мир, в котором царят побеждают добро и любовь. Добро этот малыш старается передать сначала любимой игрушке, а затем и всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни не позволяют ребенку быть грубым.
Пестушки (от слова "пестовать" -воспитывать) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Так, когда учатся ходить, говорят -
Большие ноги
Идут по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ.
Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Другие потешки и наставляют, и дают простейшие знания о мире ("Сорока-белобока кашку варила. " или "Идет коза - во лбу рога, идет -ворчит, клюкой стучит. "). Потешки мы сопровождаем жестами. Ребенок еще плохо может выразить выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это - до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит).
Прибаутки - небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей ("Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка - на кошке - туды ж по дорожке").
Все эти малые жанры фольклора детьми второй ясельной группы хорошо воспринимаются.
В работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей мы стараемся использовать все малые жанры фольклора. Нами разработан и апробирован вариант организованной образовательной деятельности с использованием малых жанров фольклора именно в духовно-нравственном воспитании детей.
Праздник Русской березки
Цель - развитие духовно- нравственных качеств детей 3-4 лет (доброты, бережного отношения к природе, любви к Родине и т. д.) с помощью малых жанров фольклора.
Дети выходят в зал (или на лужайку) под музыку.
Ведущий: Дети, куда мы с вами попали? это же весенний лес! Посмотрите, как здесь красиво: ласково светит солнышко, березки весело шумят, птички приветствуют нас песней.
Дети начинают: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Здравствуй, весна-красна!
Солнце ты принесла,
Травку и цветы.
Рады тебе мы.
Ведущий: Встанем на дорожку,
Хлопнем-ка в ладошки,
Топнем каблучками,
потанцуй-ка с нами!
Исполняется хоровод "По тропинке шла весна"
Ведущий: Какие вы молодцы, хорошо потанцевали. Солнышко нам улыбалось, птички подпевали. Теперь мы пойдем, погуляем по весеннему лесу. Посмотрите, жуки проснулись. Вот божья коровка -
Божья коровка, улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного и белого -
Только не горелого!
Улетела! Помашем ей рукой и дальше пойдем!
Как нарядились березки : они надели белые сарафаны, зеленые сережки, а в косы-ветки повязали разноцветные ленты. Вот они какие красавицы!
А что это под березками лежит? Да это разноцветные платочки! У березок сегодня праздник, вот они и приготовили нам подарок.
Ведущий: Наши новые платочки,
Словно яркие цветочки.
Вы платочки все берите
И ко мне скорей бегите.
Будем весело плясать
И платочками махать!
А березки на нас посмотрят и порадуются!
(Исполняется пляска с платочками вокруг березки)
Ведущий: Молодцы ребята! Березкам понравился наш танец. А вы обратили внимание, какой интересный домик на березке? Как это домик называется?
Дети: Скворечник!
Ведущий: На дереве домик,
в домике жилец.
Все вы с ним знакомы,
Кто это?
Дети: Скворец!
Ведущий: Скворушка, прилетай,
Себе домик выбирай.
Да почаще свищи,
Звонко песни выводи!
Детей приглашают поиграть в игру "Скворушки".
Ведущий: Всем понравилась наша игра. Всем понравилось, какие мы дружные, веселые.
Смотрите - скворец что-то в клюве нам принес. Да это же угощение для наших ребятишек!
Кушайте на здоровье, растите большими, смелыми, добрыми!
Все вместе, дружно: До свиданья, весенний лес! До свиданья, березки-красавицы! До скорой встречи!
Литература: "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. II-е издание, испр. и доп. М. Мозаика-Синтез 2012, 336 стр.
" Народные игры в детском саду: методические рекомендации" Л. А. Лялина. М. 2009
"Русские народные праздники в детском саду" М. Ю. Картушина М 2007.