МААМ-картинки

Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет. Праздник русской березки

Светлана Жемкова
Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет. Праздник русской березки
▼ Скачать + Заказать документы

В устном творчестве русского народа широко отражены представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. В пословицах, сказках, песнях заложен весь спектр нравственных ценностей.

Благодаря фольклору (русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, колыбельными т. д., ребенок впитывает духовное наследие русского народа, влияющее на формирование полноценной личности.

Темочки:

Русское народное творчество содержит огромный запас внутренней энергии, направленный на созидание. Используя фольклор в организованной деятельности детей, воспитатель убедительно демонстрирует, что есть "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло", "как нужно" и "как не нужно" поступать в определенной ситуации.

Именно фольклорные произведения русского народа способствуют приобщения ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,позволяют ему почувствовать себя нужным своим самым близким людям - маме и папе, поверить в справедливость, добро, красоту.

Работая с детьми второй ясельной группы, мы важное место отводим "поэзии пестования", или "материнской поэзии" : колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Дети, оторванные на время от родной мамы, часто находятся в настоящем стрессе. Колыбельные, пестушки, прибаутки ("Ай, баюшки-баиньки, прискакали заиньки. " и др.) играют в этой ситуации снижающую стресс роль.

Колыбельная - закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый мир, в котором царят побеждают добро и любовь. Добро этот малыш старается передать сначала любимой игрушке, а затем и всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни не позволяют ребенку быть грубым.

Пестушки (от слова "пестовать" -воспитывать) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Так, когда учатся ходить, говорят -

Большие ноги

Идут по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ,

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ.

Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Другие потешки и наставляют, и дают простейшие знания о мире ("Сорока-белобока кашку варила. " или "Идет коза - во лбу рога, идет -ворчит, клюкой стучит. "). Потешки мы сопровождаем жестами. Ребенок еще плохо может выразить выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это - до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит).

Прибаутки - небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей ("Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка - на кошке - туды ж по дорожке").

Все эти малые жанры фольклора детьми второй ясельной группы хорошо воспринимаются.

В работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей мы стараемся использовать все малые жанры фольклора. Нами разработан и апробирован вариант организованной образовательной деятельности с использованием малых жанров фольклора именно в духовно-нравственном воспитании детей.

Праздник Русской березки

Цель - развитие духовно- нравственных качеств детей 3-4 лет (доброты, бережного отношения к природе, любви к Родине и т. д.) с помощью малых жанров фольклора.

Дети выходят в зал (или на лужайку) под музыку.

Ведущий: Дети, куда мы с вами попали? это же весенний лес! Посмотрите, как здесь красиво: ласково светит солнышко, березки весело шумят, птички приветствуют нас песней.

Дети начинают: Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Здравствуй, весна-красна!

Солнце ты принесла,

Травку и цветы.

Рады тебе мы.

Ведущий: Встанем на дорожку,

Хлопнем-ка в ладошки,

Топнем каблучками,

потанцуй-ка с нами!

Исполняется хоровод "По тропинке шла весна"

Ведущий: Какие вы молодцы, хорошо потанцевали. Солнышко нам улыбалось, птички подпевали. Теперь мы пойдем, погуляем по весеннему лесу. Посмотрите, жуки проснулись. Вот божья коровка -

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба:

Черного и белого -

Только не горелого!

Улетела! Помашем ей рукой и дальше пойдем!

Как нарядились березки : они надели белые сарафаны, зеленые сережки, а в косы-ветки повязали разноцветные ленты. Вот они какие красавицы!

А что это под березками лежит? Да это разноцветные платочки! У березок сегодня праздник, вот они и приготовили нам подарок.

Ведущий: Наши новые платочки,

Словно яркие цветочки.

Вы платочки все берите

И ко мне скорей бегите.

Будем весело плясать

И платочками махать!

А березки на нас посмотрят и порадуются!

(Исполняется пляска с платочками вокруг березки)

Ведущий: Молодцы ребята! Березкам понравился наш танец. А вы обратили внимание, какой интересный домик на березке? Как это домик называется?

Дети: Скворечник!

Ведущий: На дереве домик,

в домике жилец.

Все вы с ним знакомы,

Кто это?

Дети: Скворец!

Ведущий: Скворушка, прилетай,

Себе домик выбирай.

Да почаще свищи,

Звонко песни выводи!

Детей приглашают поиграть в игру "Скворушки".

Ведущий: Всем понравилась наша игра. Всем понравилось, какие мы дружные, веселые.

Смотрите - скворец что-то в клюве нам принес. Да это же угощение для наших ребятишек!

Кушайте на здоровье, растите большими, смелыми, добрыми!

Все вместе, дружно: До свиданья, весенний лес! До свиданья, березки-красавицы! До скорой встречи!

Литература: "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. II-е издание, испр. и доп. М. Мозаика-Синтез 2012, 336 стр.

" Народные игры в детском саду: методические рекомендации" Л. А. Лялина. М. 2009

"Русские народные праздники в детском саду" М. Ю. Картушина М 2007.

Публикации по теме:

«Приобщаем детей к фольклору» Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет. Праздник русской березки
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 12:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет. Праздник русской березки» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Жемкова (УИ 151968) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД