Светлана Жемкова
Малые жанры фольклора в развитии духовно-нравственных качеств детей 3–4 лет. Праздник русской березки
▼ Скачать + Заказать документы
В устном творчестве русского народа широко отражены представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. В пословицах, сказках, песнях заложен весь спектр нравственных ценностей.
Благодаря фольклору (русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, колыбельными т. д., ребенок впитывает духовное наследие русского народа, влияющее на формирование полноценной личности.
Темочки:
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Троица. Празднуем День Святой Троицы
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Русское народное творчество содержит огромный запас внутренней энергии, направленный на созидание. Используя фольклор в организованной деятельности детей, воспитатель убедительно демонстрирует, что есть "хорошо" и "плохо", "добро" и "зло", "как нужно" и "как не нужно" поступать в определенной ситуации.
Именно фольклорные произведения русского народа способствуют приобщения ребенка к миру духовных, нравственных ценностей,позволяют ему почувствовать себя нужным своим самым близким людям - маме и папе, поверить в справедливость, добро, красоту.
Работая с детьми второй ясельной группы, мы важное место отводим "поэзии пестования", или "материнской поэзии" : колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Дети, оторванные на время от родной мамы, часто находятся в настоящем стрессе. Колыбельные, пестушки, прибаутки ("Ай, баюшки-баиньки, прискакали заиньки. " и др.) играют в этой ситуации снижающую стресс роль.
Колыбельная - закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый мир, в котором царят побеждают добро и любовь. Добро этот малыш старается передать сначала любимой игрушке, а затем и всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни не позволяют ребенку быть грубым.
Пестушки (от слова "пестовать" -воспитывать) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Так, когда учатся ходить, говорят -
Большие ноги
Идут по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ.
Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Другие потешки и наставляют, и дают простейшие знания о мире ("Сорока-белобока кашку варила. " или "Идет коза - во лбу рога, идет -ворчит, клюкой стучит. "). Потешки мы сопровождаем жестами. Ребенок еще плохо может выразить выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это - до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит).
Прибаутки - небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей ("Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка - на кошке - туды ж по дорожке").
Все эти малые жанры фольклора детьми второй ясельной группы хорошо воспринимаются.
В работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей мы стараемся использовать все малые жанры фольклора. Нами разработан и апробирован вариант организованной образовательной деятельности с использованием малых жанров фольклора именно в духовно-нравственном воспитании детей.
Праздник Русской березки
Цель - развитие духовно- нравственных качеств детей 3-4 лет (доброты, бережного отношения к природе, любви к Родине и т. д.) с помощью малых жанров фольклора.
Дети выходят в зал (или на лужайку) под музыку.
Ведущий: Дети, куда мы с вами попали? это же весенний лес! Посмотрите, как здесь красиво: ласково светит солнышко, березки весело шумят, птички приветствуют нас песней.
Дети начинают: Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Здравствуй, весна-красна!
Солнце ты принесла,
Травку и цветы.
Рады тебе мы.
Ведущий: Встанем на дорожку,
Хлопнем-ка в ладошки,
Топнем каблучками,
потанцуй-ка с нами!
Исполняется хоровод "По тропинке шла весна"
Ведущий: Какие вы молодцы, хорошо потанцевали. Солнышко нам улыбалось, птички подпевали. Теперь мы пойдем, погуляем по весеннему лесу. Посмотрите, жуки проснулись. Вот божья коровка -
Божья коровка, улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного и белого -
Только не горелого!
Улетела! Помашем ей рукой и дальше пойдем!
Как нарядились березки : они надели белые сарафаны, зеленые сережки, а в косы-ветки повязали разноцветные ленты. Вот они какие красавицы!
А что это под березками лежит? Да это разноцветные платочки! У березок сегодня праздник, вот они и приготовили нам подарок.
Ведущий: Наши новые платочки,
Словно яркие цветочки.
Вы платочки все берите
И ко мне скорей бегите.
Будем весело плясать
И платочками махать!
А березки на нас посмотрят и порадуются!
(Исполняется пляска с платочками вокруг березки)
Ведущий: Молодцы ребята! Березкам понравился наш танец. А вы обратили внимание, какой интересный домик на березке? Как это домик называется?
Дети: Скворечник!
Ведущий: На дереве домик,
в домике жилец.
Все вы с ним знакомы,
Кто это?
Дети: Скворец!
Ведущий: Скворушка, прилетай,
Себе домик выбирай.
Да почаще свищи,
Звонко песни выводи!
Детей приглашают поиграть в игру "Скворушки".
Ведущий: Всем понравилась наша игра. Всем понравилось, какие мы дружные, веселые.
Смотрите - скворец что-то в клюве нам принес. Да это же угощение для наших ребятишек!
Кушайте на здоровье, растите большими, смелыми, добрыми!
Все вместе, дружно: До свиданья, весенний лес! До свиданья, березки-красавицы! До скорой встречи!
Литература: "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. II-е издание, испр. и доп. М. Мозаика-Синтез 2012, 336 стр.
" Народные игры в детском саду: методические рекомендации" Л. А. Лялина. М. 2009
"Русские народные праздники в детском саду" М. Ю. Картушина М 2007.