Наталия Скобелева
Малоподвижные игры для детей 4–7 лет
Малоподвижные игры для дошкольников «Игры для хорошего настроения» Малоподвижные игры широко используются в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию, однако опыт показывает, что подбор малоподвижных игр и игровых упражнений в настоящее время ограничен, в связи с их немногочисленностью. В течение года я подбирала различные малоподвижные, коррекционные и коммуникативные игры, соответствующие средней и малой степени подвижности, что позволило создать данную картотеку. Надеюсь, что данная подборка игр поможет воспитателям и инструкторам по физкультуре сделать занятия и игровую деятельность дошкольников интересной и плодотворной, а также будет полезна родителям для того, чтобы занять своих детишек в режиме самоизоляции.
Публикация «Малоподвижные игры для детей 4–7 лет» размещена в разделах
Карточка № 1
Малоподвижная игра «Хочешь с нами поиграть?»
Цель:формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры : Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Произносят текст:
Хочешь с нами поиграть?
Быстро нужно называть
Свою любимую игрушку –
Куклу, зайку, погремушку…
Ну-ка, громко, раз, два, три,
Ты игрушку назови.
По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребёнок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим.
Карточка № 2
Малоподвижная игра «Сегодня маме помогаем»
Цель: формировать умение ловить мяч, закрепить в речи детей название посуды. Развивать память детей.
Ход игры : Дети образуют круг. Водящий в центре круга, в руках он держит мяч, который по очереди кидает детям после произнесё нного текста:
Сегодня маме помогаем,
На стол посуду собираем.
Я буду мячик вам кидать,
А вы – посуду называть.
Ребенок, поймавший мяч, кидает его обратно ведущему. Одновременно, называя любой вид посуды (чашка, блюдце, ложка, вилка, чайник, кастрюля, сковорода и т. п.).
Карточка №3
Малоподвижная игра «Петрушка»
Цель: Упражнять в ходьбе по кругу, развивать внимание детей. учить выполнять движения по показу.
Ход игры : Дети образуют круг. Считалкой выбрать водящего – Петрушку, он встаёт в центр круга. Произносить следующий текст:
Я – весёлая игрушка,
А зовут меня – Петрушка!
Я буду делать упражнения,
Вы – повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка, выполняет какие – либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребёнок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим.
Карточка № 4
Малоподвижная игра «Найдём синичку»
Цель: развивать зрительное внимание, интерес к игре.
Ход игры : Дети стоят свободно по залу, у воспитателя в руках игрушка – синичка.
Пойду прятать я синичку –
Очень маленькую птичку.
Быстро глазки закрывайте,
Где синичка – угадайте.
Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Воспитатель прячет игрушку.
«Ищите синичку!» - дети идут искать птичку.
Карточка № 5
Малоподвижная игра «Солнце, дождик, ветер»
Цель: развивать у детей внимание и быстроту реакции.
Ход игры : Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре воспитатель. Дети идут по кругу друг за другом, слушают команды и выполняют движения
По команде: «Солнце!» - идут на носках, руки вверх.
По команде: «Дождик!» - останавливаются, складывают руки «домиком» над головой.
По команде: «Ветер!» - бегут в медленном темпе по кругу
Карточка № 6
Хлопай - топай (Старший возраст) Задачи: Развивать у детей внимательность. Описание: дети стоят или сидят в кругу. Педагог задает вопросы, а дети отвечают хлопками или притопами. Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Вы потопайте - нет, нет! Постоянно нужно есть, Для здоровья важно: Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. (дети хлопают) Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем невкусный. Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. (топают - нет, нет) Зубы вы почистили И идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. (топают - нет, нет)
Карточка № 7
Да или нет (Старший возраст) Задачи: развивать внимательность. Описание игры : дети свободно располагаются по комнате. На вопросы педагога отвечают да или нет Любят дети утром рано Глазки мыть водой из крана? (Да) Моют детки носик чисто? (Да) Ну, а зубы любят чистить? (Да) А капризничать, кричать? (Нет) Лечь в ботинках на кровать? (Нет) Любят собирать игрушки? (Да) Прыгать на своей подушке? (Нет) Сказки с мамою читать? (Да) Листики у книжки рвать? (Нет) Маму слушаться всегда? (Да) Плакать громко иногда? (Нет) Любят песни слушать ушки? (Да)
Карточка № 8
«Играем с мячом (старший возраст) Цель: развивать координацию речи с движением, обогащать глагольный словарь, развивать навык определения пространственных отношений (вправо, влево, вперед). Описание игры : Ритмично произнося текст, дети имитируют игру с мячом. Мы с мячом сейчас играем – (дети покачивают «мячом» из стороны в сторону). Вверх бросаем, вниз бросаем, (подбрасывают «мяч» вверх и бросают его вниз) Мяч от пола отбиваем (отбивают «мяч» рукой от пола). Вправо-влево мяч катаем (наклоняются и катают «мяч» вправо-влево) Мяч бросаем мы вперед, (бросают «мяч» из-за головы одной рукой) Он до цели достает (прикладывают руку козырьком ко лбу, смотрят, где «мяч»). Мяч до цели долетел и обратно прилетел. (Поднимают руки вверх, подпрыгивают, «ловят мяч»).
Карточка № 9
«Тыква» (старший возраст) Цель: развивать координацию речи с движением, развивать слуховое внимание и память Описание игры : дети стоят по кругу, взявшись за руки, в центре ребёнок «тыква» Тыква маленькой была, (ребенок в маске тыквы сидит на корточках в центре круга, держа мяч в руках) Каждый день она росла (дети, взявшись за руки, небольшими шагами отходят от ребенка, ритмично произнося текст). Разрасталась и желтела, (ребенок, сидящий в круге, встает на ноги. Дети, взявшись за руки, идут по кругу). Наливалась и добрела. Тот, кто мимо проходил, тыкве что-то говорил: «Крупная, пузатая, желтая, покатая, звонкая, ребристая, спелая, душистая!» Тыкве нравились слова – Повторит их все одна! После того как дети запомнят текст, они могут сами включать в игру новые прилагательные, подходящие по смыслу: красивая, большая, оранжевая, хрустящая, круглая, аппетитная и др.
Карточка № 10
Малоподвижная игра «Летает – не летает»
Цель: Развивать у детей умение слушать внимательно, закрепить навык построения в круг.
Ход игры : Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится воспитатель. Воспитатель вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает – присаживаются на корточки.
Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолёт, вертолёт…- летают. Стол, стул, машина, мяч…- не летают (присаживаются на корточки)
Карточка № 11
Найди цыплёнка»
Цель: развивать у детей наблюдательность, упражнять в ходьбе по кругу.
Ход игры : Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет игрушку – цыплёнка. Дети образуют круг. Берутся за руки. Педагог встаёт в круг вместе с детьми. Все вместе, держась за руки, идут по кругу. Произносить текст:
Вышла мама – курица
Погулять на улицу.
Вышли с ней цыплятки –
Весёлые ребятки.
Вдруг исчез один цыплёнок –
Жёлтый, маленький ребёнок.
Дети, помогите!
Цыплёночка найдите!
После этих слов дети расходятся по участку, ищут игрушку
Карточка №12
Малоподвижная игра «Ровным кругом»
Цель: Упражнять детей в ходьбе по кругу, согласовывать движения с текстом. Выполнять движения по показу
Ход игры : Выбирается водящий. Остальные дети образуют круг, в центр которого он становится. Дети берутся за руки, идут в правую или в левую сторону, произнося текст:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно, вместе
Сделаем…вот так.
Затем дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, опускают руки вниз. Водящий выполняет какое – либо движение, дети повторяют его. Водящий выбирает того из детей, кто лучше выполнил движение.
Карточка № 13
Весна на пороге».
Цель: Развивать у детей меткость и ловкость.
Ход игры : Дети становятся в круг, лицом в центр. Внутри посередине очерчивается небольшой кружок. В центре небольшого круга лежит – «снежный шар». В руках у каждого ребёнка по два снежка. Дети шагают на месте.
Не скучаем, не скучаем,
Дружно мы весну встречаем!
Пусть ещё летает снег
И мороз ещё трещит,
Март стучится у ворот
И весна в окно глядит.
Солнышко лучится,
Зима в ответ злится.
Снежки кидайте,
Зиму прогоняйте.
После слов педагога дети кидают снежки, стараясь попасть в снежный шар.
Карточка № 14
Малоподвижная игра «Чтобы сильным, ловким быть»
Цель: учить выполнять движения по показу воспитателя, развивать координацию движения.
Ход работы: Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр. В центре – водящий. Педагог произносит текст, во время которого дети хлопают в ладоши:
Чтобы сильным, ловким быть,
Со спортом должен ты дружить.
Все виды спорта должен знать,
Чтобы солдатом смелым стать.
После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой – либо вид спорта (плавание – гребки руками, футбол – удар по мячу ногой, баскетбол – ведение мяча. Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребёнка, который выполнял движение лучше всех. Он становится водящим.
Карточка № 15
Малоподвижная игра «Каравай»
Цель: упражнять в умении сочетать движения с текстом
Ход игры : Дети образуют круг, в центре круга находится водящий – «каравай». Все берутся за руки, идут по кругу, произносить слова:
Как на день Восьмое марта
Испекли мы каравай,
Испекли мы каравай.
Мама, мама, принимай
Наш подарок – каравай,
В чашки чай всем наливай!
Чаю с мамой мы попьём,
Танцевать потом пойдём.
По окончании слов дети ставят руки на пояс, выставляют попеременно на носок и на пятку правую и левую ногу поочерёдно. Водящий – «каравай» выбирает игрока, который танцует лучше всех. Он – водящий.
Карточка № 16
Малоподвижная игра «Ёлка, берёза, дуб».
Цель: развивать внимание, память.
Ход игры : Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:
По дорожке мы идём и деревья узнаём!
По команде: «Ёлка» - дети останавливаются, поднимаются, поднимают руки в стороны – вниз;
По команде: «Берёза» - дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо – влево;
По команде: «Рябина» - прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью.
Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждает 2-3 самых внимательных игрока.
Карточка №17 «Кабачки» (для детей 4-7 лет) Цель игры : координация речи с движением, обогащение словаря, обучение элементам релаксации. Описание игры : Дети лежат на спине, согнутые в коленях ноги стоят на полу. Кабачки лежат на грядке и стараются, растут (выпрямляют ноги и кладут их на пол) Солнце ласково их греет, (поднимают руки вверх, разводят их в стороны, кладут на пол ладонями вверх) И дождинки пить дают (поднимают руки вверх перед собой и делают помахивающие движения кистями и пальцами рук). Надоело им лежать, и решили дружно с грядки кабачки все убежать (пальцы рук сжаты в кулаки, круговые движения согнутых в локтях рук, имитирующие упражнение «Велосипед»). Но поймали их за пятки очень ловкие ребятки (медленно садятся, наклоняются вперед и дотрагиваются до ступней ног). Кабачки они подняли, (встают на ноги и охватывают себя руками). А потом отдали маме (протягивают обе руки вперед
Карточка № 18
«Яблочко» (для детей 4-7 лет) Цель игры : координация речи с движением, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы. Описание игры : Над головами детей на леске висит красное яблоко (или педагог, стоя в центре круга, образованного детьми, держит яблоко в руках). Красненькое яблочко на веточке висит (взявшись за руки, дети идут по кругу, произнося слова). На девочек и мальчиков с веточки глядит (останавливаются). Кто его достанет, кто его сорвет, (идут в центр круга, и назад делают хлопок над головой) Тот сладенькое яблочко к себе положит в рот (идут по кругу в противоположном направлении, Останавливаются). Раз, два, три, ну, попробуй-ка, сорви! (Хлопают в ладоши, подпрыгивают на двух ногах, стараясь рукой сорвать яблоко). «Срывают яблоко», «нюхают яблоко» - медленный, плавный вдох носом, плечи не поднимаются; произносят на выдохе: «Ах как пахнет!».
Карточка №