Юлия Адамова
Макеты по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является начальной ступенькой системы экологического образования и имеет особое значение.
По мнению ведущих исследователей, Л. С. Выготского и Н. Н. Поддъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы.
Публикация «Макеты по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2019
На необходимость обеспечить детям возможность общения с природой, проведения совместной деятельности в ней указывается в требованиях ФГОС. Особое внимание обращается на организацию предметно - пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей.
Одним из перспективных способов развития в экологическом образовании детей является макетирование. Макеты – это модель чего - либо воспроизведенная в уменьшенном виде.
Играя с макетами, дети выполняют одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации, познают окружающий мир.
Всем известно, как любят дети всё потрогать своими руками. Поэтому в своей работе я использую игровые макеты. Идей было немало, но больше всего мне понравилась идея макета, где дети смогут стать не только наблюдателями, но и активными участниками.
Цель моей работы в этом направлении:
• вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира.
• создать условия для развития творческого воображения детей и эффективного проведения образовательной деятельности.
Задачи, которые я ставлю при планировании игр детей с макетами :
- развитие творческого воображения детей;
- повышение интереса к образовательной деятельности;
- использование в качестве иллюстративного или демонстрационного материала.
Использование наглядных макетов позволяет формировать экологические представления дошкольников играючи, основываясь на основные принципы работы:
• активного обучения;
• доступности;
• систематичности;
• индивидуальности;
• результативности.
Макеты в нашей группе отвечают всем требованиям, предъявляемым к развивающей предметно - пространственной среде группы, а именно: безопасность, насыщенность, вариативность и доступность; они - экологически чистые, имеют эстетически внешний вид.
В нашей группе разработаны и созданы макеты :
• «Деревенское подворье» : «Бабушкин двор», «Сад, огород», «Пасека», «Колодец - журавель», «Изба», «Пруд»;
• «Сезонное дерево» по временам года («Осеннее дерево», «Весеннее дерево с перелётными птицами», «Зимнее дерево с зимующими птицами»);
• «Времена года»;
• «Африка»;
• «Лес»;
• «Зимний лес»;
"Весенний лес"
"Летний лес"
• «Осенний лес»;
• «Аквариум».
Макет «Деревенское подворье» изготовлен нашими руками и руками родителей. Макет можно использовать в работе с детьми любого дошкольного возраста. Начать играть с ним можно с младшего возраста и продолжить с усложнением в старшем возрасте. Дети любят игру за многофункциональность, красочность, привлекательность. Для изготовления макета нам понадобились следующие материалы: остатки тонкой фанеры, ДВП, гуашевая краска, готовые фигурки животных.
Главное - прочное и устойчивое основание макета, что обеспечивает безопасность использования данного объекта развивающей среды группы. Макет вариативный, доступный и безопасный в обращении, легко перемещается с места на место, очень удобный в использовании, так как он легкий и переносной, служит длительное время и в любой момент доступен дошкольникам для игры. Он занял свое достойное место у нас в группе, дети могут играть им в любом месте, это зависит от темы занятия и расположения детей в группе.
Макет используется как на занятиях, так и в самостоятельных играх детей, в индивидуальной работе, в непосредственно образовательной деятельности, в беседах о природе, о животных, труде людей, чтении стихотворений и загадок, рассказов о домашних животных. На основе макета проводятся дидактические игры «Чей детёныш?», «Чем питаются?», «Какую пользу приносят?». В самостоятельной игровой деятельности ребенок может играть как один, так и несколько детей по интересам. У детей развивается замысел, сюжет, дети общаются, распределяют роли. Игры с данным макетом развивают творческие способности, воображение и фантазию детей.
Макет «Деревенское подворье» разделен на несколько зон, которые могут варьироваться: жилой дом, огород, колодец, пасека, пруд, а также «Бабушкин двор» (загоны, ограждения, деревья, будка для собаки, кормушка). Территория сельского дворика огорожена забором.
Во дворе есть дом для бабушки с дедушкой на скамейке.
На деревенском дворе есть место для разных домашних животных, для охраны - конура с собакой, улей, пруд.
Для того, чтобы поить животных, сделали колодец и журавель.
С детьми заселили животных, можно насыпать сено и играть. Это позволяет детям наглядно видеть, в каких условиях живут животные рядом с людьми и как люди заботятся о них, чем они питаются, учатся за ними ухаживать и проявлять заботу, знакомит детей с дворовыми и хозяйственными постройками. Дети могут не только смотреть на фигурки, но и воспринимать их тактильно. Наполнение макета обитателями происходит постепенно, каждый ребенок может поселить в подворье любое домашнее животное по своему усмотрению. Наборы персонажей, аксессуаров к ним доступны детям для свободного выбора.
Используя вторую часть макета «Огород»,
,расширяем и уточняем знания детей об овощах, развиваем у детей интерес к растительному миру, познавательную активность. На огороде есть грядки с овощами, теплица, сад с плодовыми деревьями, инструменты для работы, место для отдыха. С помощью этого пособия, дети знакомятся с сезонным изменением в природе (лето, осень, зима, весна, приложив немного фантазии и умения.
Я очень рады, что в нашей группе, благодаря родителям, появилось такое познавательное пособие!
Дидактическая игра «Сезонное дерево» используется для уголка природы в детском саду. Ребенок лучше узнаёт о зимующих и перелётных птицах, особенностях каждого сезона в жизни деревьев, воспитывается любовь и заботливое отношение к природе, птицам. Данное пособие будет интересно педагогам дошкольного образования, родителям.
Макет дерева получился добротный, крепкий, устойчивый, что немаловажно, ведь он предназначен для дошкольников. Дерево изготовлено из спиленных и склеенных веток дерева, куска фанеры и других материалов. Когда заготовка для будущего дерева была готова, мы начали оформление по временам года.
Лето (фетровые листья зелёного цвета и фрукты)
Осень (фетровые разноцветные листья, перелётные птицы)
Зима (фетровые снежинки, зимующие птицы, кормушка)
Весна (листья зелёного цвета, перелётные птицы, скворечник)
Пособие можно использовать в работе с детьми всех периодов дошкольного детства.
С помощью макета «Времена года» детей дошкольного возраста формируются знания об основных признаках времён года, их сменяемости. Дети лучше представляют изменения в природе, развивают сенсорное восприятие. Данный макет я использую : во время бесед, при рассматривании, чтении стихов и рассказов, составлении коротких рассказов, отгадывании загадок, а также в дидактических играх «Когда это бывает»,
«Лето
Осень
Зима
Весна»
Я убеждена, что макетирование займет достойное место в работе по экологическому воспитанию детей.
Каждый педагог старается найти такие технологии, которые позволяют в интересной, непринужденной обстановке воспринимать знания. Над этим я постоянно работаю, стараясь увлечь детей интересными занятиями и играми.
Буду очень рада, если мой опыт и идея создания макетов пригодится!