Марина Нуртинова
Макет как элемент предметно-развивающей среды по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается неуклонный рост мощности и скорости транспортных средств, плотности движения автомобильных потоков, что в значительной степени увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Наиболее уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети, поэтому проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма остается актуальной.
Первостепенными должны выступить меры, направленные на предупреждение опасного поведения несовершеннолетних участников дорожного движения.
Публикация «Макет как элемент предметно-развивающей среды по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Оформление детских садов
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому моделирование ситуаций на макете позволяет закрепить полученные теоретические знания по правилам дорожного движения.
Для этого в группе необходимо организовать специальный уголок безопасности движения (макет дороги) по изучению правил движения, который оборудован макетами транспортных средств, средств регулирования, дорожно - сигнальными знаками.
Игровые макеты условно делятся на два типа:
1. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты.
2. Макеты-карты, отображающие определённую территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.
Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
Для расширения и закрепления знаний у детей о правилах дорожного движения мною был изготовлен настольный макет «Улица» .
Игра с макетом является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. У детей повышается уровень любознательности. Во время игры с макетом у детей происходит расширение и закрепление знаний о правилах дорожного движения. Макет должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Цели и задачи макета.
Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
• Создать условия для сознательного изучения детьми ПДД.
• Обучать детей необходимому минимуму ПДД.
• Сформировать первоначальное представление о движении пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
• Обогащать и расширять словарный запас.
• Формировать навык составления короткого рассказа.
• Развивать у детей память, мышление, воображение.
• Вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге.
• Активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД.
Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, любознательности.
Макет «Улицы города» – выполнен на фанерной основе, сделана разметка дорог, пешеходных переходов, жилой зоны, дома построены из кубиков «Лего», из конструктора «Город».
В игру входят:
предметы-фигурки (люди);
маркеры пространства (гараж, строения, деревья, дорожные знаки, светофор);
предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Макет используется детьми в самостоятельной деятельности.
Использование макета для изучения правил дорожного движения
во второй младшей группе
1) Дорога.
Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме рассказывает о пешеходах, тротуаре и пешеходном переходе. Читает стихотворение об этом переходе.
Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы?
Игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей и животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
2) Шофёры.
Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для машин.
3) Светофор.
Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета “глаз” светофора.
Краткое описание: Воспитатель, используя макет светофора, рассказывает о принципе его работы.
4) Путешествие по нашему селу.
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Краткое описание: Воспитатель напоминает, что наше село состоит из домов, людей, в которых они живут; магазинов, больницы, дорог, тротуаров, пешеходных переходов и машин. Предлагает отправиться в путешествие по нашему селу, используя макет.
Использование макета в разных образовательных областях.
Макет не оставляет равнодушными детей как на непосредственно образовательной деятельности так и во время самостоятельной деятельности. Игры посредством макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода. Во время игры с макетом происходит интеграция с другими образовательными областями:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Формирование основ безопасности
• Беседы «Из чего состоит дорога»(проезжая часть, тротуар, переход).
• Беседы «Мой друг Светофор» (как правильно переходить дорогу).
• Беседы «Правила движения транспорта»
• Закрепить знание сигналов светофора
• Беседа «Знаки дорожные помни всегда»
Социализация, развитие общения,нравственное воспитание
• Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
• Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
• Чтение различных рассказов про взаимовыручку и взаимоуважение на дороге.
2. Речевое развитие:
• Беседы, рассматривание
• Чтение стихов
• Составление коротких рассказов
• Отгадывание загадок
• Кукольный театр по правилам движения
• Составление сказок
3. Познавательное развитие
Приобщение к социокультурным ценностям
• Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
• Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
• Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
• Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека и т. д.)
Формирование элементарных математических представлений:
• Совершенствовать умение сравнивать по высоте и ширине
• Упражнять в сравнении групп предметов
• Закрепить знание цветовой палитры
• Формировать пространственные ориентиры: слева, справа, впереди и др.
• Упражнять в определении геометрических фигур.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Конструктивно-модельная деятельность
• Поделки из бросового материала (дома, транспорт)
• Сооружать различные конструкции (мост для пешехода, транспорта, забор для детской площадки, дома и т. д.)
Подводя итоги, следует отметить, что макет – элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.