Светлана Петрова
Конспект занятия «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Магнит и его свойства».
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Образовательные:
1. Познакомить детей c понятием «магнитное поле», «магнитные силы».
2. Продолжать знакомить с представлениями o магните и его свойствах.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
1. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Ход
Даша-следопыт много путешествует и принесла в рюкзаке нам что-то?
Давайте посмотрим, что там внутри? (какой-то камень)
Это не просто камень, а магнит, он обладает определенными свойствами предлагаю исследовать в нашей лаборатории.
А как нужно вести себя в лаборатории и почему?
(вести себя нужно спокойно, аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус.)
Описание магнита
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
«Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем». Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный, определяют вес (тяжелый — легкий, цвет…
Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес….».
«Какие еще свойства имеет магнит, отличающие его от обычных камней?» А в этом нам помогут разные герои. А чтобы узнать какие будем отгадывать загадки?
Девочка смешная,
Мишку достаёт,
Только он ей всё прощает,
От досады не ревёт.
-Наша проказница Маша разбросала игрушки и даже Мишкин ящик с инструментами. Помогите найти все инструменты?
«Всё ли притягивает магнит?»
- Перед вами различные предметы. Проверьте при помощи магнита, какие из них притянутся, а какие нет. Всё ли притягивает магнит?
- Как мы это проверим? (с помощью магнита)
- Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
(Самостоятельная работа.)
Результаты фиксируем в карте результатов опытов (плюс или минус)
- Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?
- Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
- А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, бумага, деревянный карандаш, ластик)
- Это 1 свойство магнита – притягивать металлические предметы.
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
-У кота в сапогах случилась беда, он уронил свою шпагу в колодец, сам ее не может достать.
Действует ли магнит через разные материалы?
В бутылку или стакан помещается невидимка- заколка для волос.
- Как достать невидимку, не испачкав рук при этом рук?
(Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
- А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Невидимка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало невидимку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через пластик?
-Магнитные силы проходят через пластик.
«Через песок»
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино, сказав если он закапает монеты вырастит целое денежное дерево
Поможем из песка достать монеты, пока они их не нашли.
(Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются монеты, спрятанные в песке.)
- Расскажите, что вы сделали и что получилось?
Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.
Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
У нашего старика разорвалась сеть. Чем мы можем наловить еще рыбу?
«Через воду»
- А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Сейчас мы это проверим. Проведите над водой.
(Дети проводят магнитом над водой, рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.)
- Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Проводят над емкостью с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.
Значит, магнитные силы проходят через воду.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки вниз, на пояс, вверх –
Нам сопутствует успех.
Руки в стороны, вперёд –
Нас ещё работа ждёт.
Всё железное манит,
Тянет на себя магнит.
Гвозди, ножницы и скрепки,
Гайки и ключи
Шпильки кнопки, молотки
Винтики, булавки!
Собран был он из металла,
Сердце в нем не доставало.
Но любил вокруг он всех
Кто же это?
Как мы можем помочь Железному Дровосеку выбраться из лабиринта?
«Через препятствие (картон)»
(Каждому ребенку дается гайка металлическая. Нарисованная на тонком листе картона лабиринт. Дети пытаются самостоятельно разрешить данную проблему. Если решение не найдено, то воспитатель предлагает:
- Я поставлю гайку на тонкий лист картона, магнит под картон. Буду двигать магнит по лабиринту.
- Приступайте к проведению опыта.
- Расскажите, что вы сделали и что получили.
- Гайка двигается.
- А почему двигалась? С помощью чего?
- Что двигает гайку? (магнитная сила).
- Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
- Какой мы можем сделать вывод?
- Магнитная сила проходит через картон, бумагу.
- Магниты могут действовать через картон, бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
- Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
- Магнитная сила проходит через пластик, воду и бумагу, песок.
- Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.
День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
Но разбойники утащили златую цепь. Золота у нас конечно нет, но сделаем цепь из скрепок
«Магнит намагничивает металлические предметы
Как собрать быстро скрепки в одну цепочку?
Дети предлагали решение этой проблемы:
- закрепить скрепки друг за дружкой, - это трудно
- склеить с помощью клея - не клеятся
-связать их ниткой - это долго
- с помощью магнита)
-Ну, давайте, мудрецы, пробуйте.
Дети берут мощный магнит, подносят к нему скрепку, скрепка примагничивается, к ней подносили другие скрепки, и они намагничиваются, держась одна за другую. Так ребята собрали цепочку из скрепок, без клея и ниточек.
-Что мы можем сказать?
-Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами.
-Магнит намагничивает металлические предметы
Рефлексия.
- Как быстро летит время, к сожалению, нам пора заканчивать. Но, перед тем как вернуться, я хочу задать вам несколько вопросов:
С каким волшебным камнем вы познакомились?
С какими свойствами магнитов вы познакомились?
Какой опыт понравился больше всего и чем?
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор).
А Даша за ваши старания прислали вам подарок мультфильм о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.