Ирина Красильникова
Проект «Люблю тебя, мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
«Люблю тебя, мой край родной!»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 п. Мирный
Автор: музыкальный руководитель - Красильникова И. А.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Люблю тебя, мой край родной“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Патриотизм – наиболее сложное человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, флагу, гербу, Родине. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Воспитание патриотизма требует творческих усилий и педагогических поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность воспитателей, постоянное пополнение знаний.
Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществе требует вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм. Основой понятия «патриотизм» является чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но
для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях нет задачи важнее, чем формирование патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому педагогу, важно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. По нашему мнению, сам педагог должен быть искренне убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности иной, поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям традициям, праздникам. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. Чувства любви к Родине «вырастают» из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Они чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленным действительным. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины, проводит экскурсии по примечательным местам.
Дошкольное учреждение – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников детского сада. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты туда взрослых и по возможности помогать им, вместе создавать красоту окружающего быта.
Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом (Л. С. Выготский, В. А. Сластенин, К. Д. Ушинский).
Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства – такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если воспитатель осуществляет эту работу начиная с младшей группы. Воспитатель учит детей воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. На прогулке дети любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней.
Таким образом, патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. любви к Родине; к речи.
Содержание и актуальность проблемы
Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в Российском Государстве чувство патриотизма, формирование в молодом поколении граждански активных, социально-значимых качеств.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Проект организован для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.
Задачи:
1. Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности;
2. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного поселка;
3. Получение и расширение доступных знаний о стране, районе и родном поселке: его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т. д.
4. Формирование модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
5. Воспитывать любовь к национальным традициям, языку, культуре своего народа.
Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:
• «Культура» - богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении духовной культурой своего народа, при этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность.
• «Отечество» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к родному краю, формирование представлений о явлениях общественной жизни, т. е. воспитание патриотических чувств.
Компоненты патриотического воспитания
Содержательный
(представления ребенка об окружающем мире): о культуре народа, его традициях, творчестве, о природе родного края и страны, о символике родного города, республики, страны (герб, гимн, флаг).
Эмоционально-побудительный
(эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру: любовь и чувство привязанности к родной семье и дому, интерес к жизни родного города и страны, уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому, восхищение народным творчеством, любовь к родной природе, к родному языку.
Тип проекта:
1. По составу: участников: групповой
2. По целевой установке: исследовательско - творческий
3. По тематике: нравственно-патриотическое воспитание
4. По срокам реализации: краткосрочный
Сроки реализации проекта шесть месяцев (сентябрь – февраль)
Этапы проекта:
1-й этап – подготовительный
Постановка цели, сбор материала (фото, презентации о культуре нашего п. Мирный);
2-й этап- основной: чтение стихотворений о стране, районе и поселке. О семье, доме, заучивание пословиц о родном крае, семье, дружбе. Разработка планов-конспектов, проведение НОД, посещение центральной библиотеки, проведение «недели родного языка». Участие в конкурсе «Лучший национальный уголок», проведение дефиле в национальных костюмах, конкурс рисунков «Тихая моя Родина», конкурс чтецов «Голоса моей Родины», фотоконкурс «Родной край: любимые места»;
3-й этап- заключительный: проведение праздника «Люблю тебя, мой край родной!».
Цель:
• Продолжать знакомить детей с народными праздниками.
• Развивать у детей чувство музыкального ритма, правильно передать несложные татарские танцевальные движения.
• Формировать у детей знания о национальных традициях, культуре татарского народа.
• Воспитывать национально-патриотические чувства к своему народу посредством фольклора.
• Воспитывать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
Оборудование: народные костюмы, атрибуты.
Люблю тебя - мой край родной!
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
(Под музыку в зал заходят дети с флажками, выполняют перестроения, затем становятся в полукруг).
Вед: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем День рождение нашего края. В этом году нашему краю исполняется 285 лет. Праздник пришел в каждый дом. В этот день мы желаем всем нашим землякам счастья и здоровья, добра и радости.
1реб: Челябинский край -здесь много чудес:
Сопки высокие, сказочный лес
В Челябинском крае Миасс протекает…
Всех лучше Челябинский край, я это знаю!
2 реб: Люблю тебя, мой край родной,
За зимний холод, летний зной.
За рек студёную прохладу,
За щедрой осени отраду.
3реб: За гладь озёр и шум лесов,
За щебет птичьих голосов.
За то, что я здесь родилась,
И жизнь моя с твоей слилась.
4реб: Здесь родились и ты, и я,
Здесь, значит, Родина моя.
Луга мы любим, поле, лес,
У каждого друзья свой город есть.
5реб: Как много самобытного, родного
Вместил в себя родимый городок!
Он нам дороже города любого —
Большой России малый уголок.
Песня «У каждого есть город свой»
Вед: А сейчас я хотела бы проверить, как хорошо вы знаете свой родной край. Проведём небольшую викторину. Будьте внимательны!
1. Как называется наш край?
2. Назовите столицу нашего края?
3. Назовите главную реку нашего края.
4. Из каких цветов состоит флаг нашего края?
5. Какие животные изображены на гербе нашего края?
6. Какие города входят в Челябинский край?
Вед: Наш край очень богатый, в нем много и животных, и растений, и многие из них занесены в красную книгу.
И сейчас, как и везде в России в Челябинском крае гостит время года Зима. И мы хотим подарить нашему краю в подарок танец «Снежинки».
Танец «Снежинки»
(После танца в музыкальный зале появляется клоун - Ириска на воздушных шариках).
ИРИСКА: Я на шариках летела, во все стороны глядела.
Вижу – край, какой большой, золотистый подо мной!
Парки там кругом, сады небывалой красоты.
И дома стоят большие, словно корабли морские.
Как зовётся этот край, ну-ка, дружно отвечай.
Вед: Здравствуйте, а кто вы? Как вас зовут?
Ириска: Я весёлая Ириска- клоунесса и артистка (делает реверанс).
ВЕД: Ириска, ты прилетела в Сосновский район Челябинской области. И попала в детский сад на праздник. Мы сегодня отмечаем День рождение нашего края.
ИРИСКА: В сад? А где тут цветы?
ВЕД: Да вот же они, Ириска!
В нашем саду цветы – это наши дети.
Самые весёлые на этой планете.
Песня «Детский сад-это домик для ребят»
ИРИСКА: Теперь я поняла, что такое «детский сад» и предлагаю поиграть в игру «Солнышко и лучики», в которой вы мне расскажите о своём родном крае.
Игра «Солнышко и лучики»
(На полу диск солнца, дети рассказывая о родном крае, должны к диску приложить лучи. За каждый ответ по лучику.)
ИРИСКА: Да - а, вы, ребята, очень быстрые и смышленые, а танцевать умеете? Сейчас мы проверим
Коммуникативный танец «Побежали парами скорей»
Вед: Ириска, а ты знаешь, что природа нашего края очень богата и разнообразна. В нашем лесу можно найти и жёлуди, и грибы, и шишки,но вот беда, все они перемешались. Ребята, помогите рассортировать их.
Игра «Собери пазлы»
Дети делятся на команды, каждая команда собирает свой предмет: шишку, гриб, лист берёзы, жёлудь.
Вед: А ещё наши ребята выучили частушки к празднику о нашем городе.
Частушки
Ребёнок. Ах, Челябинск, наш Челябинск
Город славный и большой
Ты для сердца очень дорог
Тесно связаны с тобой.
Ребёнок. В парке весело гулять,
Бегать, прыгать и играть.
Ждут тебя качели,
Горки, карусели.
Ребёнок. Есть и школы, и больницы,
И фонтаны и пруды,
А какие площади
Приезжайте в гости вы
Ребёнок.
А посёлок Мирный
Строится и строится.
Хорошеет с каждым днём
Красивее становится.
Ребёнок. Молодёжь не унывает,
И танцует, и поёт.
Ох, у нас в Челябинске,
Удивительный народ!
Ребёнок. Но всего дороже люди.
- Наш большой, бесценный клад.
Хоть их путь по жизни труден,
Но глаза огнём горят.
ИРИСКА: Очень весело, ребята с вами петь и танцевать. День рожденья края сегодня отмечать. А какой же день рождения без вкусного торта? Давайте мы с вами испечем необыкновенный торт!
Ириска берет бутафорский торт (он накрыт салфеткой).
Игра «Торт»
Все дети берутся за руки и выстраиваются «цепочкой». Впереди всех – Ириска, последняя – Ведущая. По команде дети начинают «печь торт». Ириска поворачивается вокруг себя, накручивая всю цепочку, до тех пор, пока не получится большой «торт». Руки не расцеплять!
ИРИСКА: Вот так торт получился! Дети, а с чем же у нас торт?
ДЕТИ: С ананасом, джемом, кремом, ягодами и т. д.
ИРИСКА: А чего не хватает на торте? Конечно свечек! Поднимите руки вверх. Вот сколько свечек! А теперь я подую на свечки, а вы отбегайте на свои места. (Пока дети отбегают, Ириска открывает торт).
Ребята, а давайте проверим, с чем же наш торт. (Открывает торт, а там конфеты. Ириска угощает детей.)
ИРИСКА: Подошел к концу наш праздник, и пришла пора прощаться.
До свиданья, до свиданья! Помашите на прощанье! (уходит).
ВЕД: Наш праздник завершается, но мы грустить не будем,
Пусть будет мирным небо на радость добрым людям
Основные этапы по реализации проекта
1 этап
Подготовительный 1. Постановка цели, задач.
2. Подбор сценария.
3. Чтение сказок, стихотворений, пословиц, поговорок народов родного края.
4. Рисование достопримечательностей родного края.
5. Просмотр мультфильмов, прослушивание аудиодисков по УМК.
6. Изготовление масок, дидактических игр, пальчикового театра с использованием материала по УМК.
2 этап
Основной 7. Подбор соответствующей литературы.
8. Организация конкурсов рисунков, мероприятия с участием детей, творческой группы, родителей.
9. Посещение детьми библиотеки.
10. Проведение конкурсов национальных костюмах. (дефиле)
11. Подготовка детей к выступлению.
12. Подбор костюмов совместно с родителями.
14. Совместное с родителями изготовление декораций.
15. Подбор музыкального сопровождения.
3 этап
Заключительный. 16. Проведение праздника «Люблю тебя, мой край родной!».
Прогнозируемый результат:
1. Воспитание любви к Родине, своему Отечеству.
2. Развитие общечеловеческих ценностей, имеющих важное значение для содержания и развития воспитательного процесса.
3. Формирование и развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, национальной культуре своего народа.
4. Воспитание любви к национальным традициям, языку, культуре своего народа.
План проекта:
1. Организация совместной деятельности творческой деятельности и детьми.
2. Подбор соответствующей литературы и материала.
3. Изготовление дидактических игр, масок, пальчикового театра, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиодисков народов родного края.
4. Домашние задания детям и задания для самостоятельного выполнения.
5. Организация конкурсов рисунков, мероприятий с участием детей, творческой группы, родителей.
6. Посещений детьми библиотеки.
7. Дефиле национальных костюмов.
Схема осуществления проекта.
Разделы программы Виды детской деятельности
1. Игровая деятельность • Дидактическая игра «Назови животных родного края».
• Игра-инсценирование сказки.
• Пальчиковая игра «Семья».
2. Социальное развитие • Воспитательная беседа «Как правильно вести себя в музее, библиотеке, в театре».
3. Речь и речевое общение • Разучивание и проговаривание скороговорок, чистоговорок.
• Заучивание пословиц, стихотворений поэтов родного края.
• Словесная игра «Доскажи словечко» «Скажи правильно».
• Игра «Интервью».
• Словотворчество детей в стихах, рифмах, мини-рассказах.
4. Страна, в которой мы живем • Географическое положение края.
• Знакомство с государственной символикой.
• Презентация «Культура моего поселка».
• Культура, праздники нашего народа.
• Устное народное творчество
• Знакомство с поэтами, артистами народов родного края.
• Просмотр видео и аудиодисков.
• Совместное участие с родителями в пошиве национальных костюмов для кукол народов нашего поселения.
• Проведение праздника «Люблю тебя, мой край родной».
5. Творческая деятельность • Рисование рисунков «Тихая моя Родина».
• Фотоконкурс «Родной край: любимые места».
• Изготовление дидактических игр, масок пальчикового театра.
Критерии оценки эффективности проекта.
1. Сформировать основы гражданско-патриотической позиции личности;
2. Освоение наиболее значимых российских культурных традиций и традиций родного поселка;
3. Получить и расширить доступные знания о стране и родном поселке: его культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, природе и т. д.
4. Воспитывать чувство гордости за свой поселок, за заслуги выдающихся земляков.
Итог проекта:
• Участие в конкурсе «Лучший национальный уголок».
• Дефиле национальных костюмов.
• Конкурс рисунков «Тихая моя Родина», конкурс чтецов «Голоса моей
• Родины», фотоконкурс «Родной край: любимые места».
• Участие в творческих конкурсах.
• Проведение праздника «Люблю тебя, мой край родной!».
Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Период Тема Цель Форма проведения
Сентябрь «Знаешь ли ты свою страну?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседа, анкетирование.
«Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дидактическая игра
Рисование скверов, парков, достопримечательностей своего края. Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке. Конкурс «Тихая моя Родина»
Октябрь
«Неделя родного языка».
Продолжать развивать формирование знаний о творчестве писателей, поэтов нашего края.
Посещение детьми библиотеки.
Ноябрь
«Наша родина» Познакомить детей со столицей, районом, символикой, картой. Презентация
«Народы моего села» Продолжать знакомить детей с культурой, национальными традициями, а также с народами, проживающими в родном крае.
Презентации, проведение НОД, народные игры,
Конкурс «Мы любим мультфильмы».
Декабрь «Праздники народа» Дать детям представление о национальных обычаях, традициях нашей родины «Люблю Родину»,
«Разбудим солнце»,
«Поздравляем С новым годом!».
Тема "Наша Родина - Россия"
Закрепить знания детей о столице России, ее символике, о народах, живущих в нашей стране. Дать детям понятие «гражданин» Презентация,
Проведение НОД.
Январь Беседа о березке - символе Росси.
Продолжать знакомить детей с символом России-березой. Воспитывать любовь к природе, к своему Отечеству. Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза».
Февраль «Творчество Макаровой О. В.» Познакомить детей с произведениями писательницы Оксаны Владимировны Макаровой. Развивать интерес к произведениям творчества писателей Творческий вечер.
«Голоса моей Родины»
Развивать у детей эмоциональность, выразительность, интонацию, дикцию при чтении стихотворений. Конкурс
чтецов.
Праздник: «Люблю тебя, мой край родной!» Воспитывать патриотизм, любовь к своей Отчизне,
Родине.
Подвести детей к итоговому мероприятию через формирование у детей знаний, представление о культуре, языке, национальных традициях. Проведение праздника.