Лытасова Ольга
Конспект занятия в старшей группе «Смена дня и ночи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Смена дня и ночи» направлен на решение следующих задач:
Образовательные:
- формировать представление детей о строении Солнечной системы,
- совершенствовать представления детей о частях суток.
Развивающие:
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать,
- развивать интерес к экспериментированию.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Материалы:
-лампа или фонарик, глобус, 2 бумажные фигурки человечков, слайды к теме.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Смена дня и ночи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Ход занятия:
-Ребята, отгадайте мою загадку:
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовёт. (День и ночь)
-Астрономы первыми ответили на вопрос, что такое день и что такое ночь?
-Ребята, а как называют день и ночь вместе, одним словом (Сутки)
-Правильно. Есть такая пословица: "День и ночь-сутки прочь". А какие еще части суток не названы в этой пословице? Назовите их в порядке поступления. (Утро, день, вечер, ночь).
-Одинаково ли освещение в разное время суток? Как оно отличается?
-А вы знаете, как происходит смена дня и ночи?
Воспитатель загадывает загадку:
-Что на свете расцветает и теплом всех согревает?
-Правильно. Солнце-главный источник тепла и света.
Воспитатель показывает детям электрическую лампочку или фонарик. Предлагает детям объяснить, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем. (Данные предметы, как и солнце, источники света, но искусственные. Солнце, луна, огонь -природные источники света).
Воспитатель предлагает порассуждать о том, что было бы, если бы солнца не стало.
-Жизнь на Земле без солнца угасла бы. Но солнечные лучи могут быть и опасны. Когда?
-Что представляет собой Солнце? Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг солнца вращаются планеты. Солнце и планеты образуют Солнечную систему.
Каждая планета находится на разном расстоянии от Солнца и вращается по своей собственной орбите. Орбита- это дорога, по которой движется планета.
-Почему же другие звезды не согревают так нашу планету? Звезды очень далеко и свет их и тепло не доходят до Земли. Чем ближе планета к Солнцу, тем быстрее она вращается вокруг него.
- На какой планете теплее всего? На какой больше всего холодно?
-У каждой планеты есть спутник- это планета, одна или несколько, которая вращается вокруг нее. У нашей планеты Земля есть один спутник, который называется Луна. Как земля вращается вокруг Солнца, так Луна вращается вокруг Земли.
-Может ли солнце осветить планету Земля одновременно со всех сторон?
-А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью?
-Вы высказали много предположений, а чтобы узнать, какое из них верное, мы немного поэкспериментируем. Для этого нам понадобится обычная настольная лампа-это Солнце и глобус-это модель нашей планеты Земля.
-Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем.
-Скажите, где сейчас на глобусе день, а где ночь? Правильно, на освещенной части глобуса-день, а другая часть глобуса находится в тени, там ночь. В какой стране мы живем? Покажите ее на глобусе. Как называется город, в которым мы живем? Покажите его на глобусе.
У меня в руках бумажный мальчик. Его зовут Саша. Сашу мы поставим на модели в наш с вами город Москву. Какое время суток сейчас в Москве? Что делает Саша? А теперь (Поворачиваем Землю в тень от Солнца) Что Саша делает сейчас (Спит)
С другой стороны глобуса располагается другое. Сюда мы тоже помещаем бумажного мальчика и назовем его Алекс. Я начинаю вращать глобус, а вы мне скажите: где ночь, а где день? Что будет делать Саша, а что Алекс? Что делает Алекс (он играет. и т. д., у него утро) А что делает Саша? (Он спит, у него ночь)
Значит, за сутки Земля совершает полный оборот вокруг себя. Это движение и приводит к смене дня и ночи. Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую свою сторону. На освещенной половине земного шара день, а на неосвещенной -ночь.
Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию). Мы с вами тоже вращаемся, правда, сами того не замечаем. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную-ночь. У нас восход, когда тот участок земли, на котором мы живем поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от солнца.
-Так где же ночует Солнце?
-Ребята,давайте расскажем, что же мы сегодня узнали в нашем путешествии за новыми знаниями?
-Мы рассмотрели, как устроена Солнечная Система, узнали, как происходит смена дня и ночи на планете Земля, смоделировали это с помощью простой лампы и глобуса.
-Мы славно сегодня потрудились! Хочу завершить наше путешествие словами :" Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: " Доброе утро!"