Людмила Штанько
Лэпбук «В гостях у Шипелочки и Шуршалочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЭПБУК
«В ГОСТЯХ у ШИПЕЛОЧКИ И ШУРШАЛОЧКИ»
Дидактическое пособие
Автор – составитель : учитель-логопед Штанько Л Н
Лэпбук «В гостях у Шипелочки и Шуршалочки» - это дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.
Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповых упражнениях.
Публикация «Лэпбук „В гостях у Шипелочки и Шуршалочки“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2019
Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Актуальность
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечающее требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
• информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
• обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличит ь объем коррекционного воздействия.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
Описание пособия.
В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития и образования детей. Если обратится к адаптированной образовательной программе МБДОУ № 68, то при реализации образовательной области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых нарушений дошкольников.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был разработан звуковой лэпбук.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
• как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;
• в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук»
• способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
• расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
• развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
• развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво. Возникает необходимостьразнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.
Содержание
Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
2. Игры со звуком Ш.
3. Игры со слогами.
4. Игры со словами.
5. Чистоговорки и стихи.
6. Игра «Змейка».
И другие…
Заключение
Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком - логопатом необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.
Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш» :
- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);
- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);
- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»).
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.